© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus
Глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев предложил отказаться от «регулярных» чартеров. По его мнению, это позволит исключить массовые срывы рейсов, как это было в случае с авиакомпанией «ВИМ-Авиа». Речь идет о чартерах, которые перевозчики осуществляют на регулярной основе, как челноки, пояснил депутат «Российской газете». По его мнению, чартеры должны остаться только для бизнес-авиации, где есть спрос на нерегулярные перевозки. Еще политик предлагает обязать туроператоров выдавать на руки билеты на курорт и обратно уже через месяц после бронирования тура. В случае с «ВИМ-Авиа» пассажирам просто давали маршрутную квитанцию с ориентировочной датой вылета, напомнил он.
К чему ведут благие цели
Это непродуманная и ничем не оправданная инициатива, которая вряд ли найдет поддержку у правительства, считает заместитель председателя Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму Дмитрий Давыденко. «Кому мешают чартерные рейсы, чем они плохи и почему должны быть отменены — абсолютно непонятно, — недоумевает он. — У нас чартерные рейсы даже на наши курорты летают — и в Сочи, и в Крым. И нет смысла ставить регулярные рейсы на какие-то направления, которые работают 2–3 месяца в году».
Эксперт не понимает, зачем отказываться от дешевых удобных вещей, которые выгодны всем, в первую очередь туристам, и сравнивает чартеры с такси. Скажем, у человека есть выбор ездить на такси или содержать постоянную машину с водителем, например, чтобы добраться до того же аэропорта. «Почему вы должны брать машину с водителем, если вы ей пользуетесь, условно говоря, пять раз в году? Вы берете такси. А такси — это тоже своего рода чартер», — рассуждает Давыденко.
© vk.com
Сделать паузу
После истории с ВИМ-Авиа Минтранс и Росавиациия уже приняли некоторые меры, По новому регламенту авиакомпании должны предоставлять заявки на чартерный рейс не позднее двух недель до вылета. Также отслеживается пунктуальность в выполнении таких рейсов. И компании, которые задержат свыше двух часов более 10% рейсов в месяц, будут лишены возможности осуществлять чартерные перевозки.
Это во многом решило проблему с чартерами, уверяют эксперты. Задержки рейсов за декабрь сократились в разы: раньше их было свыше 20%, сейчас — 1–7% максимум. Авиакомпании стали заранее делать запросы на рейсы. И решение осуществлять финансовый мониторинг авиакомпаний тоже приведет к позитивным изменениям.
За последние годы произошло и укрупнение туристического рынка, прекратились не цивилизованные банкротства туроператоров. Сейчас в России их всего 600 вместо прежних 2 тысяч. 80% турпакетов создают двадцать крупнейших туроператоров, шесть из которых имеют собственные авиакомпании.
Так что в ужесточении правил чартерных перевозок вполне можно сделать паузу. А депутатам сейчас нужно в большей степени думать о повышении доступности билетов, о регулировании цен на авиационное топливо, на аэропортовое обслуживание и т. д. Потому что дороговизна перевозки в России — это основное препятствие для развития туризма. Если бы не государственные субсидии на ряде направлений, путешествующих россиян было бы еще меньше.