С 1 января 2018 года начался глобальный автоматический обмен данными о банковских счетах между странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Россия и другие государства присоединились к этому режиму после панамского скандала с офшорами в надежде вывести из тени скрытые доходы бизнеса и пресечь налоговое мошенничество в крупных размерах. Российские олигархи запаниковали: весь прошлый год состоятельные граждане активно меняли налоговое резидентство, а на днях стало известно, что сразу несколько известных бизнесменов и десятки ничем не примечательных мультимиллионеров стали гражданами Мальты, заплатив за это большие деньги. Судя по всему, отечественный бизнес сбегает из налоговой системы России, правда, как полагают эксперты, не только ради сокрытия доходов.
По информации сразу нескольких европейских компаний, специализирующихся на услугах по смене налогового резидентства, спрос на профессиональное сопровождение процесса перехода бизнеса под иностранную юрисдикцию в 2017 году достиг исторического пика. Самые популярные страны для смены налогового резидентства у россиян — Израиль, Кипр, Великобритания, Монако и Мальта. К слову, по данным правительства последней страны, ее гражданами за последние три года стали более 730 человек с небезызвестными в России именами и огромными состояниями. Например, в списках фигурируют отечественные завсегдатаи списка «Форбса» Аркадий Волож, Борис Минц, Александр Несис и члены их семей.
Мальтийский паспорт, не лишаясь российского, эти люди получили за большие деньги (хотя для этих бизнесменов это, вероятно, карманные расходы) — $1 млн, причем вполне легально, в рамках правительственной программы «Гражданство Мальты за инвестиции». Таким оригинальным образом островное государство привлекает деньги в свой бюджет (всего ожидается приток в €1 млрд). Взамен новоиспеченные граждане получают возможность проживания в теплой стране, безвизовый въезд в большинство стран мира, а при желании могут и платить налоги в местную налоговую систему, а не в российскую. Правда, чтобы стать налоговым резидентом Мальты, нужно проживать там 183 дня в году.
На Кипре, к примеру, действует более лояльный режим смены юрисдикции. Для этого нужно провести на территории страны всего 60 дней. Кроме того, в некоторых случаях кипрский налогоплательщик может и вовсе не платить налоги на доходы физических лиц в течение 17 лет. В свою очередь, в Монако вообще нет налога на доходы для резидентов, как и в ОАЭ, где для оформления резидентства достаточно открыть в стране компанию и пересекать границу минимум два раза в год. Для олигархов эти государства — просто райский уголок, сплошные каникулы: налоговые и круглый год летние.
«Российские бизнесмены, перешедшие в иностранные юрисдикции, действительно могут немало сэкономить на налогообложении. На том же Кипре не взимается налог на дивидендные вознаграждения. Озаботившись заранее, под этим соусом можно «укрыть» практически любые доходы», — сказала «МК» старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Впрочем, по ее словам, бизнес скрывает свои доходы не только потому, что не хочет делиться. В конце концов, в России не самая высокая ставка налога на доход физлица — 13%. Пик бегства в иностранные юрисдикции, произошедший в 2017 году и продолжающийся сейчас, может быть связан с началом действия соглашения по обмену налоговыми данными с ОЭСР. По словам Бодровой, российские бизнесмены просто-напросто боятся, что эта информация утечет «не в те руки», а смена налогового резидентства позволит скрыть данные, в частности, о банковских счетах за рубежом.
«Многие опасаются, что обмен налоговой информацией позволит российской стороне обнародовать «лишние» данные, которые позже будут мешать вести дела с международными партнерами. Например, не вовремя просочившиеся данные о средствах на зарубежных счетах, в офшорах могут навредить бизнесу, нести в себе репутационные риски и угрозу срыва сделок. Помимо этого бизнесмены небезосновательно сомневаются в высоком уровне конфиденциальности получаемой российской стороной информации», — поясняет аналитик. Как заключает эксперт, вопрос смены налогового резидентства не только денежный, но и моральный. Если нет доверия к системе, то безразлично, сколько будет составлять налог, — деньги будут утекать и дальше.
Примерно 60% состоятельных клиентов из России не желают декларировать зарубежные счета и меняют резидентство — показало исследование консалтинговых компаний Tranio и Adam Smith Conferences. Авторы также объясняют это не только желанием платить меньше налогов, но и страхами, что финансовая информация об их компаниях попадет к злоумышленникам. Судя по всему, мнение крупного бизнеса не изменят даже попытки государства улучшить отношения с ним. Так, в конце 2017 года президент Владимир Путин объявил о продлении амнистии капиталов по выводу денег из офшоров, но едва ли эта мера уменьшит популярность иностранных налоговых юрисдикций.