© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus
Китайская экономика ускорила рост впервые за 7 лет. В прошлом году она прибавила 6,9% против 6,7% годом ранее, сообщило в четверг Главное статистическое управление КНР. Промышленность выросла на 6,6%, розничные продажи — на 10,2%.
Так что же, можно порадоваться за Китай, а заодно и весь мир, который до сих пор возлагает на него больше надежды в развитии глобальной экономики? Пожалуй, преждевременно. Смущает одна немаловажная деталь: при столь оптимистичных показателях китайской экономики темпы роста инвестиций в нее довольно ощутимо замедлились — с 8,1% до 7,2%.
На игле
Беда в том, что главным локомотивом китайского «экономического чуда» в последние девять лет стали кредитные вливания, и он крепко подсел на эту иглу. Раньше завидные успехи страны обеспечивали дешевая рабочая сила и такой же юань, что позволило Китаю завалить весь мир своими товарами. Сегодня первый фактор себя уже исчерпал (по уровню средних зарплат КНР обогнала Россию), да и второй менее эффективен из-за укрепления национальной валюты. И теперь китайское «экономическое чудо» поддерживает прежде всего хроническое увеличение долга, что вызывает некоторые аналогии с жизнью в долг США. В прошлом году каждый месяц долговое финансирование экономики КНР увеличивалось на сумму от 1,1 до 3,7 трлн юаней, а общий объем вливаний за год достиг 18,71 трлн юаней (около 2,8 трлн долларов). Это эквивалентно почти двум российским ВВП, отмечает Finanz.ru. Но проблема в том, что КПД китайского «долгового мотора» уже отрицательный, считает аналитик Mercator Institute for China Studies Виктор Ши. По данным МВФ, соотношение долга к ВВП за 10 лет увеличилось с 146% до 300%. При этом сама экономика растет вдвое медленнее, чем долговая нагрузка. Более того, экономический рост не покрывает даже расходы на обслуживание процентных платежей по накопленным долгам, подсчитал Ши: с июня 2016-го по июнь 2017-го этот разрыв составил 8 трлн юаней, или 1,2 трлн долларов.
© Коллаж/Ridus «Это проблема вообще всех развивающихся и развитых стран. Последний кризис был купирован путем выкупа проблемных активов на балансы Центробанков, было сильно увеличено соотношение госдолга к ВВП по всем странам без исключения. И тут нет ни победителей, ни проигравших. Проблема глобальна, и никто не знает, что с этим делать. Эти долги висят, перераскладываются друг на друга, все друг другу должны и никто из этой системы выйти не может. Китайцы тоже не могут. А они, между прочим, только в казначейских бумах США держат триллион своих резервов», — замечает эксперт. Пока еще современная экономическая мысль не придумала иного выхода из таких кризисов. Тот, кто сумеет это сделать, наверняка получит нобелевскую премию. Но кивать на Китай смысла нет, у всех рыльце в пушку. И фондовый рынок у всех перегрет, потому что за период кризиса было напечатано много денег, часть которых как раз шла на спасение каких-то кредитных организаций и других важных для государства структур.
«И сейчас эти деньги куда только не паркуются — от криптовалют до золота. И, конечно, будет какая-то очередная „черная пятница“ или „черный вторник“. Сейчас настолько все связано, что полыхнуть может где угодно, и пожар обойдет планету несколько раз», — заключает эксперт.