Личная инфляция россиян пустилась в галоп
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus
Статистические выкладки Росстата относительно инфляции не совпали с оценками исследовательского холдинга «Ромир», который высчитывает рост цен, основываясь на реальных чеках из магазинов. Более 11 тысяч домохозяйств в 180 городах России сканируют штрих-коды всех купленных ими товаров, и эти сведения в онлайн-режиме поступают в единую базу данных.
В январе полученный таким образом индекс-дефлятор подскочил до 1,6% относительно декабря, что в пять раз превышает официальный показатель инфляции — 0,3%.
Переходим на импорт
Основной вклад в рост цен внесли фрукты и овощи, которые по сравнению с декабрем подорожали в среднем на 4%, а по некоторым видам — на 15%. Заметно прибавили в стоимости алкоголь (5,8%), сигареты (5,9%) и лекарства (3,5%). В первый месяц зимы реальная инфляция всегда опережает официальную, но в последнее время пропасть между ними заметно расширилась. Так, в январе 2015 года дефлятор от «Ромира» превысил показатель Росстата вдвое, в 2016-м — втрое, в прошлом году — также в пять раз.
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus Но откровенная подтасовка данных была бы оправданна при инфляции в 10%, полагает генеральный директор Экономико-правовой школы консалтинговой компании ФБК Сергей Пятенко, тогда как сегодня официальная инфляция опустилась даже ниже целевого показателя в 4%, и уже замаячила угроза дефляции, в которой власти тоже вовсе не заинтересованы.
Не стоит забывать о том, что Росстат рассчитывает базовую инфляцию по достаточно большому спектру товаров и услуг, тогда как «Ромир» ориентируется в первую очередь на продукты питания. И именно они подвержены наибольшим колебаниям цен, в зависимости от сезона. По словам Антропова, ближе к концу весны некоторые продукты, особенно овощи (картофель, капуста, морковка), могут подорожать в 2—3 раза. А потом, ближе к осени, все эти цены откатятся назад. При этом стоимость товаров более или менее длительного пользования держится примерно на одном уровне, и услуги пока еще не сильно подскочили.
Потребительская корзина Росстата только на 38% состоит из продовольствия, тогда как у населения продукты отнимают уже около 60% всех доходов, отмечают эксперты.
«С точки зрения населения данные Росстата не представляют совершенно никакого интереса, а вот данные „Ромира“, которые основаны на продуктах, именно на тех товарах, которые чаще всего покупают, для людей актуальны и показывают реальную обстановку», — резюмирует Антропов.
Вернуться назад
Статистические выкладки Росстата относительно инфляции не совпали с оценками исследовательского холдинга «Ромир», который высчитывает рост цен, основываясь на реальных чеках из магазинов. Более 11 тысяч домохозяйств в 180 городах России сканируют штрих-коды всех купленных ими товаров, и эти сведения в онлайн-режиме поступают в единую базу данных.
В январе полученный таким образом индекс-дефлятор подскочил до 1,6% относительно декабря, что в пять раз превышает официальный показатель инфляции — 0,3%.
Переходим на импорт
Основной вклад в рост цен внесли фрукты и овощи, которые по сравнению с декабрем подорожали в среднем на 4%, а по некоторым видам — на 15%. Заметно прибавили в стоимости алкоголь (5,8%), сигареты (5,9%) и лекарства (3,5%). В первый месяц зимы реальная инфляция всегда опережает официальную, но в последнее время пропасть между ними заметно расширилась. Так, в январе 2015 года дефлятор от «Ромира» превысил показатель Росстата вдвое, в 2016-м — втрое, в прошлом году — также в пять раз.
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus Но откровенная подтасовка данных была бы оправданна при инфляции в 10%, полагает генеральный директор Экономико-правовой школы консалтинговой компании ФБК Сергей Пятенко, тогда как сегодня официальная инфляция опустилась даже ниже целевого показателя в 4%, и уже замаячила угроза дефляции, в которой власти тоже вовсе не заинтересованы.
Не стоит забывать о том, что Росстат рассчитывает базовую инфляцию по достаточно большому спектру товаров и услуг, тогда как «Ромир» ориентируется в первую очередь на продукты питания. И именно они подвержены наибольшим колебаниям цен, в зависимости от сезона. По словам Антропова, ближе к концу весны некоторые продукты, особенно овощи (картофель, капуста, морковка), могут подорожать в 2—3 раза. А потом, ближе к осени, все эти цены откатятся назад. При этом стоимость товаров более или менее длительного пользования держится примерно на одном уровне, и услуги пока еще не сильно подскочили.
Потребительская корзина Росстата только на 38% состоит из продовольствия, тогда как у населения продукты отнимают уже около 60% всех доходов, отмечают эксперты.
«С точки зрения населения данные Росстата не представляют совершенно никакого интереса, а вот данные „Ромира“, которые основаны на продуктах, именно на тех товарах, которые чаще всего покупают, для людей актуальны и показывают реальную обстановку», — резюмирует Антропов.
Вернуться назад