Минсельхоз упускает из рук контроль над зерновым рынком
Совсем недавно «КазахЗерно.kz» написало о том, что Марс Алмабек, человек из команды бывшего главы МСХ РК Асылжана Мамытбекова, готовится возглавить Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе.
И вот, от рядовых инспекторов с мест мы получили письмо о том, что готовится «наворотить» далекое от профессионализма начальство.
Оптимизация со знаком «минус»
Речь идет о том, что руководство КГИ АПК МСХ РК намерено сократить отделы государственной зерновой инспекции, а самих зерновых инспекторов перевести в карантинную службу.
Зерновые инспектора в своем письме указывают на то, что такое решение мало того, что противоречит законодательным актам РК, но еще и нанесет непоправимый урон зерновой отрасли – основному экспортоориентированному сектору АПК РК.
«В то время, когда Республика Казахстан входит в число 5-ти мировых держав по производству зерна, это просто недопустимо. В соседних государствах Евразийского союза (Россия, Беларусь и т.д.) в структурах министерств сельского хозяйства зерновые инспекции остались, и в ближайшем будущем никто их сокращать не собирается. Даже речь об этом не идет!» — отмечают в своем письме инспекторы.
Зерновые инспектора перечислили риски для отрасли, которые влечет сокращение отдела государственной зерновой инспекции:
— прекратится государственный контроль за соблюдением местными исполнительными органами законодательства РК о зерне, что создаст предпосылки для ещё большего роста нарушений на хлебоприемных предприятиях;
— не будет осуществляться надлежащий мониторинг зернового рынка, это приведет к систематическим срывам и допущению ошибок при отчетности хлебоприемных предприятий (о количестве и качестве поступающего зерна на ХПП, о загруженности ХПП и статистике электронных зерновых расписок) в системе государственного реестра держателей ЭЗР;
— основные отчетности отдела государственной зерновой инспекции (сведения о наличие зерна, сверенное с Департаментом статистики в.т.ч: на ХПП, у СХТП и мельничных комплексах области, о количестве и качестве поступающего зерна на ХПП, о наличии масличных культур, отгрузке зерна и о загруженности ХПП) потеряют свою актуальность. И это при том факте, что Республика Казахстан является аграрной страной, где зерновые, зернобобовые и масличные относятся к культурам стратегического назначения, от которых зависит продовольственная безопасность страны!
Далеко идущие планы
Зерновые инспектора добавляют, что намерения руководства Комитета идут еще дальше – со временем также планируется сократить управления племенной инспекций и инспекций по защите растений.
В связи с этими планами возникает логичный вопрос – если Комитет сократит три из четырех управлений, зачем тогда будет нужен он сам? Чтобы руководить одним управлением карантинной инспекции?
Кстати, интересно, что сам Марс Алмабек именно управление карантинной инспекции и возглавлял в свое время.
«Во времена СССР в каждой области имелись областные карантинные инспекции состоящих из трех человек. Три штатных работника не допускали ни одного нарушения, и все возложенные функции успевали выполнять. Сейчас штат управления – 500 человек! Также идет перекос и в кадровых вопросах, где в руководящих постах в областных территориальных инспекциях и подведомственных учреждениях комитета, занимают только карантинные инспектора», — отмечают в письме зерновые инспектора и предлагают всю структуру, не только Комитета госинспекции, но и самого Минсельхоза, привести в соответствие с структурами соседних государств, входящих в Евразийский Союз.
Зерно без контроля
Инспектора отмечают, что за последние пять лет (с 2015 по 2019 годы) увеличилось количество нарушений в сфере рынка зерна, которые выявлены с участием государственных зерновых инспекторов ОТИ КГИ в АПК МСХ РК. Причина в том, что основные полномочия государственных зерновых инспекторов и государственных инспекторов по семеноводству были переданы местным исполнительным органам (МИО) – департаментам сельского хозяйства. Этот шаг себя не оправдал: вместо осуществления контроля, специалисты отдела зерновой и семенной инспекции управления сельского хозяйства, в основном, заняты поручениями местного исполнительного характера (подготовкой регламентирующих документов, проектов писем областного масштаба) в связи с чем, ими не ведется целенаправленная работа по контролю и надзору в области регулирования рынка зерна и семеноводства.
«Осуществление государственного контроля в области семеноводства в областях находится в плачевном состоянии. Никакого контроля в этой сфере практически нет, хотя всем известно, что залогом стабильности высоких урожаев зерновых культур в первую очередь, являются высококачественные кондиционные семена. Но в областях качественных семян, к сожалению, нет и в 80% хозяйств. Исходя из этого примера, считаем, что местный исполнительный орган, являясь лицензиаром хлебоприемных предприятий, не может осуществлять контрольно-надзорные функции за своей же деятельностью. Поэтому необходимо не сокращать государственную зерновую инспекцию, а вернуть назад контрольно-надзорные функции, переданные ранее в МИО», — отмечают зерновые инспектора.
Выход есть всегда
В письме сообщается, что с момента передачи функций государственных зерновых инспекторов в МИО, с 2015 года по 2019 год, в областях вообще не проводились проверки в сфере регулирования зернового рынка и семеноводства. Все это ведет к многочисленным нарушениям.
«Например, в компетенцию МИО входит контроль за соблюдением хлебоприемными предприятиями правил ведения количественно-качественного учета зерна, хранения зерна, выдачи, обращения и погашения зерновых расписок, формирования и ведения государственного электронного реестра держателей зерновых расписок в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
При еженедельном мониторинге системы ГРДЭЗР, нами наблюдается систематические срывы отчетности. В этом направлении не проводятся работы на должном уровне специалистами МИО с хлебоприемными предприятиями», — отмечают зерновые инспектора.
В связи с этим, авторы письма обращают внимание на необходимость не только сохранить отделы государственной зерновой инспекции, но и вновь создать государственную семенную инспекцию в областных территориальных инспекциях.
«Считаем необходимым укомплектовать штатное расписание отдела государственной зерновой инспекции 4-мя штатными единицами, в том числе двумя единицами – руководитель отдела государственной зерновой и семенной инспекции и главный специалист государственный зерновой инспектор, двумя единицами государственными инспекторами по семеноводству.
Подготовить проект поправок по возврату в КГИ от местных исполнительных органов функций по зерновой и семенной инспекции».
Вернуться назад