Москва — в плюсе, Крым — в минусе
Долговая нагрузка на российские регионы почти не увеличилась в прошлом году, констатировало международное рейтинговое агентство Fitch. Сказались поддержка из федерального бюджета и улучшение макроэкономической ситуации. Наибольший профицит бюджета у Москвы, дефицит — в частности, у Крыма. Впрочем, эксперты далеки от оптимизма: большинство субъектов Федерации убыточны, а у некоторых размер долга намного превышает собственные доходы.
Долг регионов увеличился за год всего на 3%. Это привело к снижению долговой нагрузки на регионы до 27% от доходов бюджетов, оценили эксперты международного рейтингового агентства Fitch. На 1 января 2017 года долг регионов составил 2,35 трлн руб.
«В 2016 году мы наконец увидели, что дефицит бюджета регионов меньше, чем мы ожидали. Это редко происходит — чтобы ситуация оказалась лучше, чем мы ожидали», — прокомментировал эти цифры старший директор международного рейтингового агентства Fitch Владимир Редькин.
По словам эксперта, на ситуации с долгами регионов сказались два фактора, позволивших увеличить доходы бюджетов. Во-первых, это рост поступлений от НДФЛ, налога на прибыль и акцизов. В частности, по оценке Fitch, почти на 30% в 2016 году увеличились поступления в бюджеты субъектов от налога на прибыль, более чем на 40% — от НДФЛ, на 7% — от акцизов. По сравнению с низкой базой 2015 года эффект от этих налогов был очень хорошо заметен, отмечает эксперт.
«Сказалось и сохранение поддержки регионов из федерального бюджета, а также пересмотр суверенного рейтинга России из-за улучшения макроэкономической ситуации в конце года в сторону повышения», — отмечает Владимир Редькин.
Впрочем, эксперты не склонны переоценивать успехи российских регионов.
«Можно сказать, что в 2016 году российским регионам хуже не стало точно. В дальнейшем посмотрим, можно ли будет сказать, что регионам стало лучше», — комментирует директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Нынешняя относительно неплохая ситуация в регионах во многом объясняется увеличением в общем объеме долга доли бюджетных кредитов, говорит Зубаревич.
В прошлом году, по данным Fitch, банковские кредиты составляли 36% от всех долговых обязательств регионов, тогда как в 2015-м — 42%. При этом доля бюджетных кредитов возросла с 37 до 44%. В абсолютном выражении Федерация увеличила поддержку российских регионов через кредиты более чем на 180 млрд руб.
«Бюджетные кредиты всегда были недорогими, таким образом, стоимость обслуживания долга для регионов снизилась», — поясняет управляющий директор «БКС Глобал Маркетс» Алексей Куприянов. Процентная ставка по таким долгам составляет 0,1% в год, тогда как ставки банков выше 10%.
При этом аналитик ИК «Русс-Инвест» Семен Немцов обращает внимание на то, что, хотя консолидированный бюджет субъектов в 2016 году был исполнен с минимальным дефицитом, с профицитом окончила год только треть регионов.
При этом свыше 60% профицита обеспечила Москва, говорит Немцов. «Еще около 10% от общего профицита пришлось на два других региона — Республику Башкортостан и Московскую область.
Около четверти общего регионального дефицита пришлось на три субъекта — Республику Крым, Красноярский край и город Санкт-Петербург», — отмечает Семен Немцов.
О том, что ситуация в регионах до сих пор далека от идеальной, свидетельствует и тот факт, что рекомендованный Минфином норматив — отношение долга к собственным доходам не более 50% — выполняют всего около 30 российских регионов.
Например, в Мордовии долг к собственным доходам составляет более 170%, в Хакасии — 140%, в Костромской области — 140%. И ситуация в этих регионах без поддержки федерального центра может ухудшиться в любой момент.
Впрочем, эксперты считают маловероятными дефолты. «Такая оценка строится на способности федерального центра поддерживать любой из региональных бюджетов, долговые проблемы Республики Хакасия, Мордовии, Костромской области, Смоленской области, Коми и Карелии даже все в совокупности совершенно незначительны для федерального бюджета», — говорит Алексей Куприянов.
Федеральный бюджет при желании и политической воле без лишнего напряжения может погасить все долги указанных областей, говорит он. В том, что такая воля при случае будет, эксперты убеждены.
«В рамках текущей политической парадигмы даже представление о том, что какой-нибудь регион объявит дефолт, — это что-то невероятное, ведь у нас за все перед народом отвечает один человек, а людям не объяснить про рейтинги и почему один из регионов России объявил дефолт, а вся Россия тут ни при чем», — говорит эксперт.
Однако если представить дефолт регионов невозможно, то снижение поддержки из центра вполне вероятно. Объем поддержки регионов из центра пока что не определен на этот год, говорит Зубаревич.
Эксперты предполагают, что региональные бюджеты придется сильно урезать. Учитывая, что 2017 год — предвыборный, регионы вряд ли смогут снизить социальные обязательства, говорит аналитик ГК «Финам» Богдан Зварич. По его словам, сокращать регионам придется программы стимулирования бизнеса и инфраструктурные проекты.
Вернуться назад