Китайский рынок интернет-торговли обогнал западные страны
В 2016 году жители Китая на покупку товаров в интернет-магазинах потратили около $750 млрд, что превышает совместные траты американцев и британцев за аналогичный период. Данные получены на основе совместного исследования «Новый ретейл: уроки Китая для Запада», проведённого консалтинговой компанией The Boston Consulting Group и китайским интернет-ретейлером Alibaba, сообщает «Комммерсантъ».
Скачок Китая в электронной торговле связан не только с большим населением страны. Поскольку обычный ретейл в Китае был развит слабо, его гражданам не составило труда перейти сразу на услуги электронной торговли. Американцы и жители Запада успели привыкнуть к стандартному ретейлу и продукции высокого качества. Перестройка на онлайн-торговлю у них проходила труднее и дольше, считают авторы исследований.
«В результате электронная торговля быстро стала в Китае нормой, а её развитие было стремительным настолько, что Китай уже обогнал в этом Запад», — говорится в докладе.
Аналогичная ситуация сложилась и на мобильном рынке интернет-торговли. Китайские пользователи перескочили эру компьютеров и сразу стали пользоваться смартфонами. Поэтому смартфоны с большими экранами стали востребованы прежде всего в Китае.
К 2020 году доля онлайн-покупок с помощью смартфонов составит в Китае 74% всей электронной торговли в стране, в США — 46%, прогнозируют эксперты. Рост электронной торговли в Китае в ближайшие 5 лет составит по 20% в год, что вдвое превышает темпы её развития в США или Великобритании.
По мнению экспертов интернет-ретейлера Alibaba, близится эра «нового ретейла». Продавцы будут стремится ориентироваться на запросы покупателей, используя при этом сильные стороны онлайн и офлайн-ретейла. Пользователям предоставят возможность лёгкого и эффективного выбора товара и его покупки с использованием логистической цепочки.
Электронная коммерция в России
Лидерами по покупкам через Интернет сейчас считаются Китай, США и Великобритания. Россия в 2016 году по объёму интернет-продаж заняла 9 место в мире. Среди регионов по числу заказов лидирует Москва (на неё приходится около 40%). Ещё 16% приходится на Приволжский федеральный округ.
По данным исследовательского агентства Data Insight за 2016 год, доля онлайн-торговли в ретейле России составила 4% и достигла $17,7 млрд. По его прогнозам, к 2020 году доля онлайн-покупок в России увеличится до 8% и составит $38,8 млрд. Более 40% продаж совершается через мобильные телефоны.
Рынок онлайн-торговли в России постоянно растёт — с $9,2 млрд в 2013 году до $17,7 млрд в 2016 году. По мнению экспертов, этому способствовало не только массовое распространение электронных устройств, но и рост компетенции покупателей, осваивающих электронную коммерцию. К тому же немаловажным фактором стал кризис и девальвация рубля, заставившие россиян искать более дешёвые товары в Интернете.
Однако отечественной онлайн-торговле грозит крах, уверен глава АКИТ Алексей Фёдоров. «В ближайшие три года мы гарантируем смерть российского ретейла. Просто потому, что Россия — это огромный офшор для кроссбордной (офшорной) трансграничной торговли. Мы не взимаем ни налоги, ни пошлины на товары стоимостью до 1000 евро. В Китае действуют заградительные барьеры для российской продукции, продающейся по интернет-каналам: пошлины в размере от 12 до 60 процентов, плюс товар должен быть сертифицирован», - цитирует «Взгляд» слова главы АКИТ Алексея Фёдорова.
В то же время в Китай российские ретейлеры не могут отправлять свои товары из-за ограничений и пошлин.
Некоторые эксперты уверены, что российские интернет-магазины всё же могут выйти на международный рынок. «У отечественных интернет-магазинов есть все шансы выйти на международный рынок, но для этого нужна не просто государственная поддержка с субсидированной доставкой. Вопрос в инфраструктуре, выстраивании правильных бизнес-процессов и качества предоставления услуг покупателям. Необходимо уникальное предложение, новая бизнес-модель, способная привлечь зарубежного покупателя», — считает Михаил Комаров.
Вернуться назад