Оправдается ли стратегия Китая отказаться от западного маршрута "Силы Сибири"
Переговоры между китайской национальной нефтегазовой компанией PetroChina и российским «Газпромом» о строительстве западной газотранспортной магистрали «Сила Сибири-2» (ранее называлась «Алтай») приостановлены, пишет китайское издание Mei jin wang.
В статье отмечается, что главная причина — пересмотр Поднебесной стратегии снабжения страны источниками энергии: в долгосрочной перспективе Китай намерен увеличить газодобычу внутри страны, а также нарастить импорт сжиженного природного газа (СПГ). Также отмечается, что КНР не прочь снизить энергетическую зависимость от России.
На самом деле переговоры о строительстве этого газопровода между сторонами зашли в тупик еще летом 2016 года, поскольку китайская компания выдвинула новое предложение по добыче и сбыту сырья, однако «Газпром» это предложение не очень устроило — и теперь некоторые эксперты полагают, что достигнуть договоренности по поставкам российского природного газа по этому маршруту практически невозможно.
Сегодня «Газпром» активно строит восточную часть «Силы Сибири», но переговоры о строительстве второй части газовой трубы приостановлены и едва ли начнутся в обозримом будущем, отмечает издание.
«Переговоры зашли в тупик в основном потому, что китайское правительство решило пересмотреть стратегию будущего энергоснабжения страны. Китай уже определил нужное стране количество природного газа на десятилетие вперед, а также квоты на импорт СПГ, поэтому строительство западной части газопровода временно приостановлено. Есть сведения о том, что при этих обстоятельствах переговоры между китайской нефтегазовой компанией PetroChina и российским «Газпром» могут так и не сдвинуться с места», – говорится в публикации.
Если Китай будет успешно реализовывать свою энергетическую стратегию, о которой речь шла выше, то поставщик будет вынужден обеспечить привлекательные условия, чтобы завоевать рынок Поднебесной. Однако для российского «Газпрома», говорится в статье, самым привлекательным условием будет возможность отказаться от подписанного долгосрочного соглашения с PetroChina, так как цена на газ зависят от цены на сырую нефть.
«Сегодня российские нефтяные компании пересмотрели механизм ценообразования для государств Европы, в частности, они определили условия договора, которые предполагают рыночное ценообразование», – отмечается в статье.
«Если это анализировать с точки зрения планирования и финансов, отказ от подписания договора с «Газпромом», вероятно, будет оптимальным решением и для Китая. С одной стороны, добытый внутри Китая природный газ можно транспортировать через газопровод повсюду без таможенных пошлин. С другой стороны, Китай также может приобретать на рынке СПГ, не беря на себя долгосрочные обязательства. По сравнению с реализацией проекта строительства газопровода «Сила Сибири», второй способ кажется более гибким и дешевым», – указывается в статье.
Западный маршрут поставок российского газа предусматривает поставку в Китай газа с месторождений, которые находятся Западной Сибири. Они должны были осуществляться по газопроводу “Сила Сибири-2” – он ранее имел название “Алтай”. Для России всегда было приоритетным строительство именно этой газовой магистрали, поскольку оно было менее затратным в силу более развитой газовой инфраструктуры Западной Сибири. Однако в Китае были свои соображения по этому поводу.
Напомним, в мае 2014 года, “Газпром” и китайская CNPC подписали 30-летний контракт на поставку российского «голубого топлива» по восточному маршруту через отводы от газопровода “Сила Сибири”. “Газпром” сообщал, что поставки могут начаться в 2018 году, но позже немного скорректировал их на более позднее время. Предполагаемый объем – 5 млрд кубометров газа. Но а впоследствии объемы планируется довести до 38 млрд кубометров ежегодно.
Вернуться назад