DataLife Engine > Экономика > Как Польша решает за счет обнищавшей "незалежной" свои экономические проблемы

Как Польша решает за счет обнищавшей "незалежной" свои экономические проблемы

Как Польша решает за счет обнищавшей "незалежной" свои экономические проблемы

Зависть — не самое лучшее человеческое чувство, поэтому в ситуации глубочайшего кризиса, в котором оказалась Украина, остается только порадоваться за соседей, которым «революция достоинства» явно пошла на пользу, пишет украинский еженедельник «2000».
Вот что сообщает авторитетнейшее американское издание Bloomberg: «В мире, где все больше жестких границ, невероятная трудовая миграция не пугает Польшу. Совсем наоборот. Почти миллион украинцев приехали в 38-миллионную Польшу после того, как три года назад в их стране произошел пророссийский мятеж (вот оно что! — Авт.). И этого было достаточно, чтобы заполнить рынок труда, растянувшийся из-за рекордно низкой безработицы и (обеспечить экономический рост), который приближается к 3% в 2017 г.

 

Беспрецедентные цифры уже помогли сохранить рост заработной платы и стабилизировать экономику, которая пошатнулась в прошлом году. «Прибытие одного миллиона украинцев означает, что демография — это не приговор», — сказал в своем докладе Томаш Виеладек, экономист Barclays".

Хотя в прошлом году число украинских рабочих в Польше уже превысило рекордные 1,3 млн человек, почти половина работодателей искала украинцев, поскольку безработных местных жителей не было, на что указывал опрос 300 компаний в январе. Почти 40% фирм в сфере продаж и услуг полагаются на украинцев, говорят в Work Service SA, рекрутинговой и кадровой компании в Варшаве, которая проводила исследование.

По данным PKO Bank Polski SA, волна миграции из Украины фактически задержала старение населения Польши на пять лет. Это значительное достижение для одной из наиболее быстро стареющих стран с низшей рождаемостью в Европе. Глава Национального банка Польши Адам Глапиньский уже предупредил, что страна столкнулась с дефицитом рабочих, а безработица гораздо ниже «обычного уровня».

Рост средней заработной платы в январе ускорился до 4,3% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, став наивысшим за последние пять месяцев после среднего уровня в 4% в 2016 г. По словам Польского союза предпринимателей и работодателей, Польше необходимо дополнительно 5 млн человек в течение следующих 20 лет для поддержания экономического роста. В ближайшие пять лет страна должна получить около 100 млрд евро (106 млрд долл.) из фондов развития ЕС, и она рискует упустить время, если количество рабочей силы будет сокращаться.

«Польша вот-вот должна запустить крупные инвестиционные проекты, и ей необходимо ускорить работу по их завершению, — сказал Мачей Витуцкий, руководитель Work Service. — Без рабочих из Украины риск того, что компании упустят свои планы, становится все более реалистичным».

Любопытно, что в электронном адресе публикации материал назван «Миллион мигрантов, бежавших от Путина (?! — ред.), — джекпот для Польши». Но был ли этот «джекпот» приятной неожиданностью для польских политиков, оказывавших самое активное участие в событиях в нашей и вокруг нее в последние годы? Отвечая на это вопрос, с позволения читателей, не могу обойтись без значительного фрагмента материала «Какая Украина нужна Европе?», опубликованного в «2000» без малого шесть лет назад.

«Похоже, привлечение рабочей силы из постсоциалистических стран становится официальной политикой ЕС. То, что, несмотря на все ограничительные и запретительные меры, поток иммигрантов в Европу и не думает сокращаться, наглядно подтверждает, что интерес у «сторон» обоюдный: не только жители бедных стран хотят попасть в благополучную Европу, но и Европе нужна «свежая кровь».

Однако дело не только и не столько в демографии — ведь уровень безработицы практически во всех странах ЕС весьма высок. Им нужна именно дешевая и непритязательная рабочая сила, чтобы заполнить непрестижные вакансии, которыми пренебрегают «аборигены», избалованные высоким уровнем социальных гарантий.

Но приехавшие издалека мигранты стремятся закрепиться на новом месте, перевезти свои семьи, обрести легальный статус, а со временем и гражданство. Не менее важно то, что они стремятся со временем повысить свой социальный статус, найти более оплачиваемую и престижную работу, открыть собственное дело. Поэтому необходим приток все новых и новых мигрантов.

Но постоянный приток искателей лучшей жизни, главным образом из Азии и Африки, создает огромные проблемы западным государствам. Высокая рождаемость в семьях выходцев с Желтого и Черного континентов не только создает потенциальную угрозу национальной идентичности европейцев, но и приносит реальные экономические осложнения уже сегодня!

Многочисленных детей иммигранта из Азии нужно учить и лечить, многодетной семье необходимо достойное жилье. Независимо от методов распределения, жилье во всех странах — дефицитный ресурс, капиталовложения в его строительство быстрой отдачи не сулят, темпы строительства практически всегда отстают от спроса. В общем, если не для конкретного работодателя, то для государства такая рабочая сила отнюдь не является «дешевой».

Учитывая все это, наиболее оптимальный вариант решения проблемы не прием эмигрантов, а привлечение гастарбайтеров (работник-гость — в буквальном переводе) из расположенных неподалеку стран. (Географическая близость — одно из важнейших условий. Причем, понятно, такие страны должны значительно уступать принимающей по уровню и качеству жизни.) Даже чисто психологически человек, имеющий возможность на выходные или хотя бы раз в несколько месяцев съездить домой, к семье, гораздо меньше стремится укорениться в городе или стране, где вынужден зарабатывать на жизнь.

Но самое главное, гастарбайтер, даже при номинально равной с местными жителями зарплате, является по-настоящему очень дешевой рабочей силой! Принимающему государству он обходится гораздо дешевле, чем работник-абориген! Судите сами: гастарбайтеры обычно снимают скромное жилье в складчину, примерно по 10 м? на человека, а то и меньше (сугубо за свой счет).

Государству не требуется поддерживать семью гастарбайтера социальными выплатами, которые обычно получают резиденты (т. е. лица, постоянно проживающие в данной стране) с низкими, по местным меркам, доходами. Если гастарбайтер потеряет работу, не нужно платить пособие по безработице, пока он не найдет новую. Нет нужды финансировать медицинское обслуживание и обучение его детей — это делает его родная страна. Ей же придется содержать гастарбайтера в преклонном возрасте, а на рабочем месте его заменят подросшие дети.

Таким идеальным экспортером дешевой рабсилы для Германии и других стран старой Европы в последние годы стали новые члены ЕС, прежде всего Польша. Выражение «польский сантехник» уже стало в старой Европе нарицательным.

А что делать Польше в такой ситуации?! Кто заменит польского сантехника у него дома? Аналитик Кшиштоф Щепаник говорит: «Считается, что тогда уехало около миллиона. Для 40 миллионов поляков это не так много. Но народу меньше не стало, к нам приехало около миллиона украинцев. Мы специально облегчили иммиграционные законы для рабочей силы из России, Украины, Молдавии и Белоруссии.

— И чем занимаются у вас эти иностранцы?

— В основном услугами. Сейчас в Варшаве невозможно даже найти польскую нянечку для ребенка. Весь рынок нянь забрали себе украинские девушки".

К слову, нянька-иностранка — это серьезный «вклад» и в решение демографических проблем. Ведь именно карьерные соображения, нежелание прерывать работу на длительный период часто заставляют европейских женщин отказываться от деторождения. Обратим внимание и на то, что польский аналитик, назвав четыре страны, откуда поляки ждали гостей, по факту говорит лишь об украинских гастарбайтерах. Граждан России и Белоруссии среди гастарбайтеров в Польше практически нет!

А теперь на секунду представим, что по уровню жизни Украина хотя бы догнала сегодняшние Россию и Беларусь. Очевидно, в таком случае и у украинцев отпадет необходимость добывать средства к существованию рабским трудом на чужбине, тем более в Польше. И возникают закономерные вопросы: так ли искренни западные политики, когда говорят, что желают народу Украины благополучия и процветания? Не вызвано ли столь живое участие той же Польши в украинских делах, включая сугубо внутренние, следствием среди прочего весьма специфических экономических интересов?

Нельзя не вспомнить об оригинальной попытке введения нерасовой демократии в ЮАР, предпринятой белым правительством в 70-е годы: по этому плану в пустынных и малопригодных для жизни местах был создан десяток резерваций для черного населения, так называемых бантустанов (по названию народа банту). В эти образования предполагалось согнать все коренное население и объявить бантустаны независимыми государствами, в которых граждане имеют все положенные по демократическим стандартам права (права человека — прежде всего!).

По завершении процесса ЮАР становилась вполне «приличным» государством, где все граждане имеют равные права независимо от цвета кожи, только цвет кожи у всех граждан один — белый! Чернокожие же — также свободные граждане «своих» государств, которые просто приехали в ЮАР на заработки, т. к. в бантустанах никаких рабочих мест не было и создавать их не предполагалось! Не уготована ли западными политиками и нам участь такого бантустана — резервации для дешевой рабочей силы?"

Думаю, спустя шесть лет ответ на этот вопрос совершенно очевиден. Ну, не настолько наивны и некомпетентны были западные и, в частности, польские политики, подстрекавшие украинцев к «евромайдану», чтобы не понимать его последствий для Украины, и уж точно не настолько благородны, чтобы содействовать благополучию соседней страны в ущерб интересам собственной.

Когда в 2013 г. общественное мнение в Европе сомневалось, стоит ли заключать соглашение с «режимом Януковича», бывший президент Европейской комиссии (т. е. первое лицо Евросоюза) Романо Проди в американском издании The Christian Science Monitor особо подчеркивал, что «сотрудничество с Украиной открывает для Евросоюза новые рынки и новые инвестиционные возможности, а также содействует притоку новой рабочей силы».

И ведь что характерно, для обеспечения такого движения не нужно никаких межгосударственных соглашений (в праве стран ЕС решать, кого пускать к себе). Нужно «обеспечить» другое — низкий уровень жизни в стране «исхода», чтобы у ее жителей не было иного выхода, кроме как искать средства к существованию на чужбине. Ведь когда западные политики настойчиво звали Украину и украинцев в «европейскую семью», они не уточняли, какое именно место нам там уготовано — «питомника» для крайне дешевой и безропотной рабочей силы.

Теперь же, действительно, Польша ловит джекпот: на фоне роста зарплат для своих, на который обращает внимание Bloomberg, наплыв обнищавших украинцев позволяет держать их на все более голодном пайке.+

«Нам платят 9 злотых в час (чуть больше 2 долл.), полякам — 22, — рассказывал земляк, с которым я днями общался. — Едва хватает на питание и аренду жилья, домой почти ничего не удается привезти».



Вернуться назад