Выход дракона – китайцы скупают Европу
Китай издавна использовал силу своей экономики в переговорах с европейским бизнесом. Но теперь уже очевидно, что Пекину удалось проникнуть даже в зал заседания Европейского Совета, где принимают решения лидеры стран ЕС, пишут Лауренс Керулюс (Laurens Cerulus ) и Якоб Ханке (Jacob Hanke ) из издания Politico.
В выводах после июньского саммита Европейского Совета была изменена формулировка небольшого, но имеющего решающее значение пункта. Изменение – как говорят источники, знакомые ситуацией, – это явный признак того, как Пекин влияет на принятие решений в ЕС.
Изменение было очень незначительное – но в европейской политике такая небольшая коррекция может указывать на серьезное изменение в отношениях. А в данном случае просматривается интерес Пекина.
Лидеры Франции, Германии и Италии – желая остановить захват китайцами компаний из стратегических отраслей экономики – призвали других лидеров к совместному обращению к членам Европейской Комиссии с просьбой разработать «способы точной проверки инвестиций со стороны стран, не входящих в ЕС».
Такой подход позволит Комиссии осуществлять мониторинг и возможное блокирование захвата основных европейских компаний, например, корпораций, занимающихся новейшими технологиями, таких, как Kuka – немецкого производителя промышленных роботов, купленного в прошлом году китайской компанией, специализирующейся на стиральных машинах и устройствах для приготовления риса.
Такую протекционистскую риторику можно было обнаружить в первых проектах заявлений накануне встречи. Однако они [заявления] не попали в окончательный вариант – к огорчению Франции, Германии и Италии, которые уже привыкли к тому, что их совместные стремления, как правило, получают одобрение в Брюсселе.
Вместо этого, в качестве вывода указывалась довольно общая фраза, поддерживающая нынешнюю инициативу Европейской Комиссии в отношении «анализа инвестиций третьих стран в стратегических секторах».
Попытки Франции, Германии и Италии были заблокированы коалицией малых стран, среди которых оказались также традиционные защитники свободной торговли, такие, как Финляндия, Швеция или Голландия. Их также поддержали Португалия, Греция, Мальта и Чехия, страны, в которых уровень китайских инвестиций, особенно высокий – так утверждают двое представителей торгового ведомства и посол одной из стран западной Европы, которые принимали участие в переговорах.
Саид Абу, член комиссии бизнес-парламента Швеции со стороны либералов, утверждает, что представители шведских компаний, с которыми он беседовал, в целом, поддерживают идею более точного наблюдения и «просеивания» иностранных инвестиций.
Однако, по его мнению, возражения представителей Швеции в Совете Европы во многом связаны с тем, что две крупнейшие шведские компании из автомобильной отрасли, – NEVS и Volvo – являются в настоящее время собственностью китайских инвесторов.
Один из представителей стран Западной Европы, – который не участвовал в переговорах, но ознакомился с их ходом, – утверждает, что противники точного мониторинга «угрожали, или, вернее, указывали на тот факт, что если это предложение вступит в силу, могут потребовать компенсации финансовых» за потерю инвестиций, которые они могли бы получить. – Греция прямо сказала, что речь идет о Китае, – добавил наш собеседник.
– В последние месяцы и годы несколько стран получили выгоду от прямых инвестиций Китая», – говорит Маттиас Машинг, немецкий секретарь по экономическим вопросам и сторонник введения ЕС ограничений в отношении захвата компаний китайцами. – Сейчас Китай оказывают на эти страны давление, — добавил он.
Китай забрасывает сети
Пекин никогда не отказался от попыток поиска влияния на процессы принятия решений в ЕС – но также всегда его самым большим активом был объем китайского рынка. Если ЕС планирует ввести права, неблагоприятные для Пекина, КНР может ответить прекращением импорта французского вина или немецких автомобилей.
Когда в 2012 году ЕС планировал взимать со всех авиакомпаний, в том числе и перевозчиков за пределами континента, летающих в страны ЕС – дополнительные расходы, связанными с выбросами углерода самолетами, Китай угрожал, что перестанет покупать самолеты производства французской компании Airbus.
Франция, Германия и Великобритания — страны, в которых консорциум Airbus имеет наибольшие активы – требовали от еврокомиссии заморозить предложения включения гражданской авиации в систему квот на выбросы CO2.
В свою очередь Китай угрожал немецкому автопрому введением квот на электрические автомобили, что отрицательно скажется на продажах Mercedes, BMW, Audi и Volkswagen на одном из крупнейших автомобильных рынков мира. Как сообщает POLITICO, подобные угрозы не связаны с антидемпинговыми правилами, которые Брюссель хочет ввести в конце текущего года.
По словам одного из высокопоставленных членов Европейской Комиссии, работающего над этой реформой, необходимыми оказалось ослабление предложенных правил «из-за давления со стороны Китая».
Однако теперь, как доказывают июньские встречи Европейского Совета – Пекин нашел новый способ оказания давления на Старый Континент.
– В Совете появились новые разделительные линии, которые не отражают старых, протекающих между либеральными странами севера Европы и более протекционистскими государствами с юга континента, – говорит Андре Сапир (Andre Sapir), представитель Think Tank Bruegel. – Когда-то юг Европы устанавливал более твердые линии поведения в отношении Китая, но потом начался кризис.
За последние десятилетия ЕС стал основной областью китайских инвестиций: китайцы покупали банки, порты, предприятия энергетической отрасли и компании, производящие новейшие технологии по всей Европе – от Пелопоннеса до пригорода Дублина.
По данным исследования, проведенного компанией EY (Ernst & Young) в 2016 году китайцы выделили на инвестиции в Европе и поглощение европейских компаний около 75 миллиардов евро. Другие исследования показали, что в 2016 году Китай инвестировал в Европу столько, сколько за десять предыдущих лет вместе взятых.
Блокирование китайских инвестиций, это, по мнению Акселя Эггерта, исполнительного директора Европейской Конфедерации Промышленности EUROFER, «еще одна битва, в которой мы должны побеждать». – Речь идет не только о краже самых современных технологий, – говорит Эггерт. – Речь идет о получении политического контроля! Китай выстроил сети, чтобы получить влияние в странах ЕС.
Влияние Пекина, как говорят критики Китая, можно увидеть также в серии недавних голосований в вопросах, касающихся прав человека. В июне текущего года Греция заблокировала позицию ООН, критикующую состояние прав человека в Китае – это произошло спустя несколько месяцев после того, как китайский концерн COSCO получили во владение порт Пирей.
В марте Венгрия – еще одна страна с большим количеством китайских инвестиций – заблокировала европейский консенсус по поводу совместного заявления, касающегося пыток, применяемых в Китае.
А в июле 2015 года. Греция, Венгрия, Хорватия и Словения твердо боролись в Брюсселе за то, чтобы позиция ЕС по части Южно-китайского моря не попадали под прямые ссылки для Пекина.
– Китайская стратегия в Европе — «разделяй и властвуй», – говорит Франк Пруст, французский депутат европарламента, автор парламентского отчета о рентгеновском исследовании инвестиций в Европе. – И эта стратегия работает, потому что 27 стран ЕС не в состоянии придерживаться солидарности.
Дело не в том, подчеркивает Сапир, что Китай диктует политику Лиссабону, Праги, Будапешта или Афин. Однако, поскольку эти страны зависимы от китайских инвестиций, они очень неохотно занимают позиции, которые могли бы раздражать Пекин. – В Португалии и Греции китайские инвестиции выросли в период кризиса, – объясняет собеседник Politico. – И это повлияло на изменение отношения.
То, что Совету ЕС не удалось договориться о правилах рентгеновского исследования инвестиций, это первый конкретный пример ситуации, в которой Китай подозревают в использование доходов, связанных с инвестициями для изменения существенных европейских инициатив.
Идея ограничений в отношении китайских инвестиций началась с письма адресованного в феврале Францией, Италией и Германией, в котором эти страны обратились к Европейской Комиссии с инициативой создания механизма контроля инвестиций, который гарантировал бы «дополнительную защиту, основанной на экономических критериях».
В качестве модели для Европейского Союза французские дипломаты указали на пример США, где специальная правительственная комиссия очень тщательно изучает, а иногда и блокирует иностранные инвестиции в стратегические активы, особенно, если речь идет об инвестициях Китая.
Дискуссия была достаточно бурной. Министр торговли Финляндии предупредил, что введение протекционистских средств может вызвать торговую войну. В конечном итоге предложение создания механизма контроля на уровне ЕС было заблокировано в Совете Союза.
В сентябре Жан-Клод Юнкер, президент Европейской Комиссии, предложил другое юридическое решение по контролю инвестиций – но это были не такие правила, о которых говорили Франция, Италия и Германия в Совете ЕС.
Вместо возможности ветирования поглощений компаний на уровне ЕС, предложенные варианты будут содержать только рекомендации для национальных правительств, которые и так могут наложить вето и блокировать захват стратегических компаний и предприятий. Брюссель не получит возможности заставить отдельные страны принять конкретные меры.
Германия поддержала предложение, признавая предлагаемые механизмы «расширением силы наших решений», – сказал пресс-секретарь немецкого министерства экономики. Однако Франция и Италия требуют больших полномочий для Европейского Союза – они утверждают, что чиновники в Брюсселе должны иметь право наложить вето на приобретение компаний китайцами.
Пекин неоднократно вызывал опасения по поводу китайских инвестиций в Европе. В сентябре пресс-секретарь китайского министерства иностранных дел Лу Кан раскритиковал предложение Юнкера. – Практика протекционизма в торговле и инвестициях для краткосрочной выгоды в долгосрочной перспективе приносит больше вреда, чем пользы, – говорил он во время ежедневной встречи с журналистами в Пекине. Он добавил, что ЕС должен «избегать публикации ошибочной, вводящей в заблуждение и негативной информации».
Посольство Китая и пресс-атташе китайского министерства торговли в Брюсселе не ответили на просьбу прокомментировать эту статью, так же, как и инвестиционный фонд China Investment Corporation, штаб-квартира которого находится в Пекине.
Португалия в качестве примера экспансии Китая в Европе
После июньского саммита Европейского Совета Германия указала на Португалию в качестве страны-члена ЕС, которая блокирует законодательство ЕС, не соответствующего интересам Пекина – и обратила внимание, что это также страна, которая продает свои банки и сети электроснабжения китайским инвесторам.
Португальские чиновники активно ищут соображения своих китайских аналогов, желая привлечь как можно больше денег – потому что экономика страны все еще очень нуждается в новых инвестициях. Лиссабон уже пытался привлечь китайские деньги, предлагая так называемые «золотые визы» и предложив вид на жительство в обмен на инвестиции в недвижимость, малые и средние компании.
В июле обе страны подписали меморандум, в котором Португалия выразила желание участвовать в инициативе «Один пояс- один путь» – программе, увеличивающей экспорт китайских товаров в ЕС. Китайская компания HNA, работающая в авиационной отрасли, объявила об открытии прямого воздушного сообщения между Пекином и Лиссабоном. Китайские государственные СМИ писали о развитии двусторонних отношений с Португалией, которые были названы «лучшими в истории».
– В Португалии очень заинтересованы в том, чтобы не отрезать себя от притока денег, – сказал высокопоставленный европейский дипломат одной из южных стран Союза. – Инвестиции действительно помогли восстановить португальскую экономику, а приток денежных средств имеет первостепенное значение для Лиссабона или Порту.
Многие люди в Португалии считают немецкие обвинения о сотрудничестве с китайцами раздражительными – ведь это соответствует политике, которая еще пять лет назад призывала португальцев распродавать активы и государственные предприятия тому, кто предложит наивысшую цену.
– Да, это ирония судьбы, – говорит высокопоставленный представитель Португалии, когда его спросили о немецких обвинениях. – Отказавшись от фискальных трансфертов в рамках ЕС, немцы сами толкнули беднее страны ЕС в объятия китайских инвесторов. — добавляет он.
Португалия выступает за отношения со странами Восточной Азии со времен, когда португальские торговцы поселились в Макао в XVI веке. Однако в последние годы эта связь была совершенно обратная: это китайские государственные компании приживаются в Лиссабоне.
– У них есть контроль над своими основными активами, — говорит Сержио Мартинс Алвес, генеральный директор португальско-китайской Торгово-промышленной палаты. – Десять лет назад мы строили аэропорт в Макао, мы создали там всю экономическую инфраструктуру. Сегодня наоборот – добавляет Алвес, который был советником по дипломатическим вопросам у бывшего премьер-министра Португалии Жозе Сократеса до июня 2011 года.
Большинство приобретений и покупок в результате программы реструктуризации долгов были совершены после кризиса в еврозоне – Германия указывала на это прежде, чем Португалии были предоставлены кредиты, которые спасли эту страну от падения.
В соответствии с условиями софинансирования, которые страны ЕС оговорили с Португалией в 2011 году, государство продает свои основные активы и вынуждает банки реструктуризировать долги, а в обмен на это получит 79 миллиардов евро кредитных средств от Международного Валютного Фонда, еврокомиссии и Европейского Центрального Банка.
– Покупка ключевых португальских компаний стала прямым ответом португальского правительства, которое пересмотрело свои бюджетные предположения и продало акции, чтобы получить доступ к деньгам, – говорит Хайнрих Восс (Hinrich Voss), профессор University of Leeds, специализирующийся на тематических китайских иностранных инвестициях.
– Китайские инвесторы все более охотно вкладывают капитал в экономики, которые пострадали во время финансового кризиса, – гласит отчет юридической фирмы Baker & McKenzie.
– Участие Португалии, Ирландии, Италии, Греции, Испании и Кипра в полном объеме китайских инвестиций в ЕС выросло с восьми процентов в 2009-2011 годах до 33% в 2012-2014 годах – говорится в отчете Европейской Конфедерации Профсоюзов, подготовленном на основе данных Baker & McKenzie и Rhodium Group. – Китайские инвесторы сосредоточились на возможностях, вытекающих из приватизации государственных предприятий, например, связанных с повышением общественной и транспортной инфраструктуры.
Список приобретенных и лицензированных фирм и предприятий длинный и предполагает резкое изменение структуры владения португальскими банками, страховыми и энергетическими компаниями, а также инфраструктурой.
– Мы продали эти компании тому, кто платил больше, – говорит Сержио Мартинс Алвес. – И так совпало, что тогда это были именно китайцы.
Вернуться назад