Превратят ли электромобили нефть в воду
Некоторые горячие головы предсказывают обрушение цен на нефть из-за быстрого развития электромобилей. Но парадокс в том, что для обслуживания электромобилей может потребоваться еще больше нефти.
В течение 6–8 лет цены на нефть могут упасть до 10 долларов за баррель из-за быстрого развития электромобилей. С таким прогнозом выступил исполнительный директор британской консалтинговой компании Longview Economics Крис Уотлинг в эфире телеканала CNBC в ходе обсуждения предстоящего IPO Saudi Aramco. Он заметил, что саудитам стоит поторопиться, пока черное золото еще на высоте.
«Нефть не всегда управляла мировой экономикой, — напомнил эксперт. — Мы забыли, что 120 лет назад мир от нее не зависел». По его словам, альтернативная энергетика уже наступает на пятки традиционным энергоносителям, и скоро все изменится. То, что происходит с электромобилями, очень и очень важно, если учесть, что порядка 70% черного золота используется в транспортной сфере, добавил Уотлинг.
Цены и запреты
Действительно, интерес к электромобилям заметно растет. В определенной степени это обусловлено технологическим развитием отрасли и постепенным снижением себестоимости таких машин. По оценкам Bloomberg New Energy Finance, уже в 2025—2029 годах электромобили могут стать дешевле «коллег», работающих на традиционном топливе, и в результате к 2040 году на долю электрокаров будет приходиться около половины продаж всех новых автомобилей. Придать дополнительное ускорение этому процессу может государственная политика ряда стран. Так, Великобритания и Франция уже запустили процесс поэтапного отказа от использования двигателей внутреннего сгорания, планируя полностью запретить продажи таких автомобилей к 2040 году, пишет Forexpf.ru. Раздумывают над аналогичным решением Китай и Индия. Особенно судьбоносным оно может стать в случае с КНР, ведь это крупнейший в мире автомобильный рынок.
Рост вместо сокращения
На самом деле, Китай давным-давно все для себя решил, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Недаром КНР не занимается двигателями внутреннего сгорания, а разрабатывает только электрокары и производит 80% электродвигателей для автомобилей в мире. Но говорить о том, что электромобили могут обрушить рынок нефти совершенно бессмысленно, уверен эксперт. По его словам, об этом свидетельствуют даже исследования Всемирного фонда дикой природы, который уж никак нельзя заподозрить в чрезмерной любви к нефтяникам.
Специалисты природоохранной организации подсчитали, что цепочка производства электроэнергии из нефти, ее передачи, хранения и зарядки автомобилей имеет коэффициент полезного действия на 20% ниже, чем цепочка производства бензина, заправки этим топливом автомобиля и езды на таком автомобиле. То есть, если крупные города, где в основном производят электроэнергию из нефти, перейдут на электромобили, потребление нефти поднимется на 20%. Подчеркнем: увеличится, а не уменьшится! «Другое дело, что структура производства нефтепродуктов изменится, и интересными станут не столько бензин и дизтопливо, сколько мазут и то же самое дизельное топливо, которое используется для производства электроэнергии», — пояснил эксперт «Ридусу». Он напомнил, что только две страны имеют достаточно газа для того, чтобы полностью обеспечить свои нужды — Россия и США. У них доля газа в энергопотреблении составляет 65%. Все остальные получают электроэнергию из мазута и других производных нефти. Кое-где еще остались атомные электростанции, но эта энергетика постепенно уходит с рынка.
Непомерный аппетит
Вернемся к Китаю. Основой его энергетики традиционно всегда был уголь — самый грязный источник энергии на свете. И китайцы, конечно, отчаянно пытаются от угля уйти, но у них пока не очень-то получается. Такого дикого смога, как в китайских мегаполисах, на Земле больше нигде нет.
Полностью заменить нефть газом Китай не сможет при всем своем желании. Если он увеличит потребление энергии на душу населения до уровня Южной Кореи (а это обязательно произойдет в ближайшие годы), и одновременно нарастит долю газа в своем энергопотреблении с нынешних 5% до тех 35%, что планирует КПК, в год ему понадобится 2 трлн кубометров газа. И это при том, что во всем мире сейчас производится всего 3,5 трлн кубометров газа.
Теоретически, Россия могла бы нарастить добычу газа до триллиона кубометров в год вместо нынешних 650 миллиардов, но мешает отсутствие достаточной транспортной инфраструктуры, чтобы доставлять его потребителю. По мнению эксперта, разумно было бы развивать терминалы для сжижения газа и продавать СПГ. Но этому препятствует монополия Газпрома.
«Даже второй по величине производитель газа в России — компания „Роснефть“ — не имеет доступа к внешнему рынку и не может продавать газ. В этой ситуации, конечно, страдает наш бюджет, страдает наша газовая промышленность. Но пока мы полностью реализовать наш потенциал не можем», — сетует аналитик. Однако, даже если бы это стало возможно, Россия все равно не смогла бы покрыть все потребности КНР. «Китай — это безграничный рынок для газа. Столько газа, сколько нужно Китаю, в мире просто нет. Конечно, они будут стараться. Конечно, они скупят у нас весь газ, какой можно. Но говорить о том, что КНР, запустив „Силу Сибири“ и все энергетические проекты, которые у них есть, сможет обеспечить производство электроэнергии за счет газа очень наивно. Поэтому я не вижу никакой перспективы для обвала нефтяного рынка», — резюмирует Рустам Танкаев.
Вернуться назад
В течение 6–8 лет цены на нефть могут упасть до 10 долларов за баррель из-за быстрого развития электромобилей. С таким прогнозом выступил исполнительный директор британской консалтинговой компании Longview Economics Крис Уотлинг в эфире телеканала CNBC в ходе обсуждения предстоящего IPO Saudi Aramco. Он заметил, что саудитам стоит поторопиться, пока черное золото еще на высоте.
«Нефть не всегда управляла мировой экономикой, — напомнил эксперт. — Мы забыли, что 120 лет назад мир от нее не зависел». По его словам, альтернативная энергетика уже наступает на пятки традиционным энергоносителям, и скоро все изменится. То, что происходит с электромобилями, очень и очень важно, если учесть, что порядка 70% черного золота используется в транспортной сфере, добавил Уотлинг.
Цены и запреты
Действительно, интерес к электромобилям заметно растет. В определенной степени это обусловлено технологическим развитием отрасли и постепенным снижением себестоимости таких машин. По оценкам Bloomberg New Energy Finance, уже в 2025—2029 годах электромобили могут стать дешевле «коллег», работающих на традиционном топливе, и в результате к 2040 году на долю электрокаров будет приходиться около половины продаж всех новых автомобилей. Придать дополнительное ускорение этому процессу может государственная политика ряда стран. Так, Великобритания и Франция уже запустили процесс поэтапного отказа от использования двигателей внутреннего сгорания, планируя полностью запретить продажи таких автомобилей к 2040 году, пишет Forexpf.ru. Раздумывают над аналогичным решением Китай и Индия. Особенно судьбоносным оно может стать в случае с КНР, ведь это крупнейший в мире автомобильный рынок.
Рост вместо сокращения
На самом деле, Китай давным-давно все для себя решил, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Недаром КНР не занимается двигателями внутреннего сгорания, а разрабатывает только электрокары и производит 80% электродвигателей для автомобилей в мире. Но говорить о том, что электромобили могут обрушить рынок нефти совершенно бессмысленно, уверен эксперт. По его словам, об этом свидетельствуют даже исследования Всемирного фонда дикой природы, который уж никак нельзя заподозрить в чрезмерной любви к нефтяникам.
Специалисты природоохранной организации подсчитали, что цепочка производства электроэнергии из нефти, ее передачи, хранения и зарядки автомобилей имеет коэффициент полезного действия на 20% ниже, чем цепочка производства бензина, заправки этим топливом автомобиля и езды на таком автомобиле. То есть, если крупные города, где в основном производят электроэнергию из нефти, перейдут на электромобили, потребление нефти поднимется на 20%. Подчеркнем: увеличится, а не уменьшится! «Другое дело, что структура производства нефтепродуктов изменится, и интересными станут не столько бензин и дизтопливо, сколько мазут и то же самое дизельное топливо, которое используется для производства электроэнергии», — пояснил эксперт «Ридусу». Он напомнил, что только две страны имеют достаточно газа для того, чтобы полностью обеспечить свои нужды — Россия и США. У них доля газа в энергопотреблении составляет 65%. Все остальные получают электроэнергию из мазута и других производных нефти. Кое-где еще остались атомные электростанции, но эта энергетика постепенно уходит с рынка.
Непомерный аппетит
Вернемся к Китаю. Основой его энергетики традиционно всегда был уголь — самый грязный источник энергии на свете. И китайцы, конечно, отчаянно пытаются от угля уйти, но у них пока не очень-то получается. Такого дикого смога, как в китайских мегаполисах, на Земле больше нигде нет.
Полностью заменить нефть газом Китай не сможет при всем своем желании. Если он увеличит потребление энергии на душу населения до уровня Южной Кореи (а это обязательно произойдет в ближайшие годы), и одновременно нарастит долю газа в своем энергопотреблении с нынешних 5% до тех 35%, что планирует КПК, в год ему понадобится 2 трлн кубометров газа. И это при том, что во всем мире сейчас производится всего 3,5 трлн кубометров газа.
Теоретически, Россия могла бы нарастить добычу газа до триллиона кубометров в год вместо нынешних 650 миллиардов, но мешает отсутствие достаточной транспортной инфраструктуры, чтобы доставлять его потребителю. По мнению эксперта, разумно было бы развивать терминалы для сжижения газа и продавать СПГ. Но этому препятствует монополия Газпрома.
«Даже второй по величине производитель газа в России — компания „Роснефть“ — не имеет доступа к внешнему рынку и не может продавать газ. В этой ситуации, конечно, страдает наш бюджет, страдает наша газовая промышленность. Но пока мы полностью реализовать наш потенциал не можем», — сетует аналитик. Однако, даже если бы это стало возможно, Россия все равно не смогла бы покрыть все потребности КНР. «Китай — это безграничный рынок для газа. Столько газа, сколько нужно Китаю, в мире просто нет. Конечно, они будут стараться. Конечно, они скупят у нас весь газ, какой можно. Но говорить о том, что КНР, запустив „Силу Сибири“ и все энергетические проекты, которые у них есть, сможет обеспечить производство электроэнергии за счет газа очень наивно. Поэтому я не вижу никакой перспективы для обвала нефтяного рынка», — резюмирует Рустам Танкаев.
Вернуться назад