Кто заказал крестовый поход против нефти
Почему в мире разворачивается кампания против автомобилей с двигателем внутреннего сгорания? Кто заказывает электромобильную музыку? © Коллаж/Ridus
В мировой экспертной среде определенно зреет заговор – заговор против нефти и нефтяников. Не далее как вчера «Ридус» писал о том, что директор британской консалтинговой компании Longview Economics Крис Уотлинг в эфире телеканала CNBC, заявил о том, что в течение 6–8 лет цены на нефть могут упасть до 10 долларов за баррель из-за быстрого развития электромобилей. Несколько ранее в том же ключе высказался глава Сбербанка Герман Греф, заявивший, со ссылкой на данные прогноза МВФ, что в 2040 году черное золото будет стоить 15 долларов за баррель.
Очередной прогноз, предполагающий относительно скорую кончину нефти прозвучал вчера из уст аналитиков Bank of America Merrill Lynch (BOA). По их мнению, нефтяная эра, характеризующаяся постоянно растущим спросом на черное золото, закончится в начале 2020-х годов, когда нынешний автомобильный транспорт, на долю которого приходится 57% мирового потребления нефти, уступит место электромобилям. В течении ближайших 30 лет, по мнению экспертов банка, автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут вытеснены с дорог мира практически полностью.
Заправка Tesla Электромобиль Renault на улице Вены
Кому помешал бензин?
Так почему же все большее число экспертов высказывается в пользу скорого вытеснения автомобилей с ДВС электромобилями, строя жуткие прогнозы относительно стоимости нефти? Как ни странно, заинтересованных в этом сторон может быть достаточно много, причем речь здесь идет не только о «сумасшедших» экологах, но и о целых государствах и даже самих автомобильных концернах.
И если с экологами все предельно ясно, так как каким бы продвинутым не был современный ДВС, выхлоп его все равно будет оставаться токсичным, то с автомобильными компаниями история совершенно иная.
Киты мирового автопрома
Известно, что ведущие производители авто не только всегда интересовались достижениями создателей электромобилей, но и максимально участвовали в их создании. Так, всем известная Toyota долгое время оставалась одним из крупнейших акционеров Tesla, а Nissan, Renault, BMW и Volkswagen сами активно создают современные электромобили. Почему? Ответ на этот вопрос достаточно прост: лидеры мирового автопрома в глубине души понимают, что нынешний бензиново-дизельный статус-кво, к которому они шли десятилетиями, рано или поздно будет разрушен благодаря каким-то новым решениям и технологиям. Это значит, что с их приходом, им придется снова сражаться за место на рынке. Разумно предполагая, что будущее окажется за электромобилем, ведущие автопроизводители уже сейчас пытаются застолбить место на новом рынке. Подобный подход выглядит вполне здраво, так как современные «киты» автомобильного рынка обладают куда большими финансовыми возможностями и влиянием, по сравнению со стартапами, занимающимися технологиями будущего.
Nissan Leaf. В мире продано свыше 200 тысяч электрокаров данной модели. Стоимость Leaf в США составляет 35 тысяч долларов
Сильные мира сего
Другой стороной, заинтересованной в электрификации автотранспорта являются лидеры и деловые элиты развитых государств, которые не устраивает нефтяной статус-кво XX века, когда, одни силы в мире двигают вперед научно-технический прогресс, а другие шантажируют первых, сидя на нефтяных кранах. Именно это в последнее время является одной из главных причин международных конфликтов, вспыхивающих в разных уголках планеты. Учитывая, что автотранспорт является потребителем 57% добываемой в мире нефти, постепенное сокращение этой доли позволит первой стороне заметно снизить свою зависимость от второй. Результатом тому станет ощутимая оптимизация и сокращение военных и политических расходов. Подтверждением того, что сильных мира сего беспокоит нефтяной шантаж со стороны третьих стран, стал сланцевый бум в США и Европе. Американская сторона была вынуждена наплевать на политику сбережения собственных запасов и многочисленные экологические требования, с одной лишь целью – переломить ситуацию на рынке черного золота.
Контраргументы
Главным контраргументом, противников этой версии являются доводы «нефтяных» экспертов о том, что вытеснение электромобилями автомобилей с ДВС не приведет к изменению энергетического баланса.
Хорошо известно, что цепочка производства электроэнергии из нефти, ее передачи, хранения и зарядки автомобилей имеет коэффициент полезного действия на 20% ниже, чем цепочка производства бензина, заправки этим топливом автомобиля и езды на таком автомобиле. А это значит что, если крупные города, перейдут на электромобили, потребление нефти не уменьшится, а возрастет на 20%.
Не все так просто
Приведенное выше утверждение действительно справедливо, но с одним лишь условием – если вся электроэнергия, необходимая для зарядки аккумуляторов электромобилей, будет производиться путем сжигания нефти. Здесь, собственно и зарыта пресловутая нефтяная «собака». Дело в том, что средняя доля нефти (мазута) в мировом производстве электроэнергии составляет порядка 7%. Более того, в развитых странах эта цифра может составлять 1-2%, тогда как в странах третьего мира доходить до 25-30%. Калининская АЭС
Все это означает, что США, ЕС, Китай (с огромной долей угольной энергетики) в состоянии закрыть нефтяную генерацию достаточно быстро. Где-то это будет осуществлено за счет гидроэнергетики, АЭС и возобновляемых источников, а где-то за счет все того же старого доброго угля.
В сухом остатке
Какие выводы можно сделать из всего этого? Первый и самый главный вывод состоит в том, что бензиново-дизельный автотранспорт действительно является проблемной историей для многих, обладающих деньгами и влиянием. При этом, на их стороне всегда окажутся всевозможные «зеленые», даже если вместо бензина энергия для автомобилей будет производиться при помощи расщепления атома и перекрытия рек мега-плотинами.
Таким образом, уже сейчас можно уверенно сказать, что тренд на электрификацию автотранспорта сформирован.
Расхожее предположение, что все это не снизит зависимость развитых стран от импортируемой нефти, так как теперь она будет необходима для производства электроэнергии, как мы выяснили выше, не соответствует действительности. Нефтяная генерация в энергетических балансах стран, наиболее заинтересованных в электрификации автотранспорта, невелика и при необходимости, легко заменяется альтернативой.
Что стоит на пути?
Главным же препятствием на пути электрификации, в этой ситуации, остается вовсе не пресловутое нефтяное лобби, а чисто техническое несовершенство существующих автомобилей.
При самых лучших и самых дорогих раскладах современные аккумуляторы не позволяют обеспечить машине запас хода более 500 км., что в современных условиях недостаточно.
Существующие технологии производства аккумуляторов достигли своих пределов, и сделать новую батарею с гораздо большей емкостью и скоростью зарядки с их применением невозможно.
Это, в свою очередь, является главным сдерживающим фактором в части производства самих электромобилей и развития сети электрических заправок.
Чем сердце успокоится?
Четкого ответа на этот вопрос пока нет. Однако, нет и повода сомневаться, что стоящая перед учеными и конструкторами проблема будет в скором времени решена. Гарантом тому является поставленная цель, подкрепленная большими желаниями и очень большими деньгами.
С научной точки зрения, особых препятствий для создания нового поколения батарей не существует, так как речь не идет о создании вечного двигателя или нарушении законов физики.
Новое поколение батарей скорее всего будет создано благодаря применению иных физических принципов, новых технологий и новых материалов.
Все это означает, что сроки, указанные в приведенных выше прогнозах, вовсе не являются чем-то фантастическим, работы по созданию современных аккумуляторных батарей идут рекордными темпами.
А что же нефть?
Что касается нефти, то списывать ее со счетов также не стоит. Она как и прежде будет использоваться в качестве сырья для химической промышленности, хотя мировое потребление ее скорее всего снизится.
Вернуться назад
В мировой экспертной среде определенно зреет заговор – заговор против нефти и нефтяников. Не далее как вчера «Ридус» писал о том, что директор британской консалтинговой компании Longview Economics Крис Уотлинг в эфире телеканала CNBC, заявил о том, что в течение 6–8 лет цены на нефть могут упасть до 10 долларов за баррель из-за быстрого развития электромобилей. Несколько ранее в том же ключе высказался глава Сбербанка Герман Греф, заявивший, со ссылкой на данные прогноза МВФ, что в 2040 году черное золото будет стоить 15 долларов за баррель.
Очередной прогноз, предполагающий относительно скорую кончину нефти прозвучал вчера из уст аналитиков Bank of America Merrill Lynch (BOA). По их мнению, нефтяная эра, характеризующаяся постоянно растущим спросом на черное золото, закончится в начале 2020-х годов, когда нынешний автомобильный транспорт, на долю которого приходится 57% мирового потребления нефти, уступит место электромобилям. В течении ближайших 30 лет, по мнению экспертов банка, автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут вытеснены с дорог мира практически полностью.
Заправка Tesla Электромобиль Renault на улице Вены
Кому помешал бензин?
Так почему же все большее число экспертов высказывается в пользу скорого вытеснения автомобилей с ДВС электромобилями, строя жуткие прогнозы относительно стоимости нефти? Как ни странно, заинтересованных в этом сторон может быть достаточно много, причем речь здесь идет не только о «сумасшедших» экологах, но и о целых государствах и даже самих автомобильных концернах.
И если с экологами все предельно ясно, так как каким бы продвинутым не был современный ДВС, выхлоп его все равно будет оставаться токсичным, то с автомобильными компаниями история совершенно иная.
Киты мирового автопрома
Известно, что ведущие производители авто не только всегда интересовались достижениями создателей электромобилей, но и максимально участвовали в их создании. Так, всем известная Toyota долгое время оставалась одним из крупнейших акционеров Tesla, а Nissan, Renault, BMW и Volkswagen сами активно создают современные электромобили. Почему? Ответ на этот вопрос достаточно прост: лидеры мирового автопрома в глубине души понимают, что нынешний бензиново-дизельный статус-кво, к которому они шли десятилетиями, рано или поздно будет разрушен благодаря каким-то новым решениям и технологиям. Это значит, что с их приходом, им придется снова сражаться за место на рынке. Разумно предполагая, что будущее окажется за электромобилем, ведущие автопроизводители уже сейчас пытаются застолбить место на новом рынке. Подобный подход выглядит вполне здраво, так как современные «киты» автомобильного рынка обладают куда большими финансовыми возможностями и влиянием, по сравнению со стартапами, занимающимися технологиями будущего.
Nissan Leaf. В мире продано свыше 200 тысяч электрокаров данной модели. Стоимость Leaf в США составляет 35 тысяч долларов
Сильные мира сего
Другой стороной, заинтересованной в электрификации автотранспорта являются лидеры и деловые элиты развитых государств, которые не устраивает нефтяной статус-кво XX века, когда, одни силы в мире двигают вперед научно-технический прогресс, а другие шантажируют первых, сидя на нефтяных кранах. Именно это в последнее время является одной из главных причин международных конфликтов, вспыхивающих в разных уголках планеты. Учитывая, что автотранспорт является потребителем 57% добываемой в мире нефти, постепенное сокращение этой доли позволит первой стороне заметно снизить свою зависимость от второй. Результатом тому станет ощутимая оптимизация и сокращение военных и политических расходов. Подтверждением того, что сильных мира сего беспокоит нефтяной шантаж со стороны третьих стран, стал сланцевый бум в США и Европе. Американская сторона была вынуждена наплевать на политику сбережения собственных запасов и многочисленные экологические требования, с одной лишь целью – переломить ситуацию на рынке черного золота.
Контраргументы
Главным контраргументом, противников этой версии являются доводы «нефтяных» экспертов о том, что вытеснение электромобилями автомобилей с ДВС не приведет к изменению энергетического баланса.
Хорошо известно, что цепочка производства электроэнергии из нефти, ее передачи, хранения и зарядки автомобилей имеет коэффициент полезного действия на 20% ниже, чем цепочка производства бензина, заправки этим топливом автомобиля и езды на таком автомобиле. А это значит что, если крупные города, перейдут на электромобили, потребление нефти не уменьшится, а возрастет на 20%.
Не все так просто
Приведенное выше утверждение действительно справедливо, но с одним лишь условием – если вся электроэнергия, необходимая для зарядки аккумуляторов электромобилей, будет производиться путем сжигания нефти. Здесь, собственно и зарыта пресловутая нефтяная «собака». Дело в том, что средняя доля нефти (мазута) в мировом производстве электроэнергии составляет порядка 7%. Более того, в развитых странах эта цифра может составлять 1-2%, тогда как в странах третьего мира доходить до 25-30%. Калининская АЭС
Все это означает, что США, ЕС, Китай (с огромной долей угольной энергетики) в состоянии закрыть нефтяную генерацию достаточно быстро. Где-то это будет осуществлено за счет гидроэнергетики, АЭС и возобновляемых источников, а где-то за счет все того же старого доброго угля.
В сухом остатке
Какие выводы можно сделать из всего этого? Первый и самый главный вывод состоит в том, что бензиново-дизельный автотранспорт действительно является проблемной историей для многих, обладающих деньгами и влиянием. При этом, на их стороне всегда окажутся всевозможные «зеленые», даже если вместо бензина энергия для автомобилей будет производиться при помощи расщепления атома и перекрытия рек мега-плотинами.
Таким образом, уже сейчас можно уверенно сказать, что тренд на электрификацию автотранспорта сформирован.
Расхожее предположение, что все это не снизит зависимость развитых стран от импортируемой нефти, так как теперь она будет необходима для производства электроэнергии, как мы выяснили выше, не соответствует действительности. Нефтяная генерация в энергетических балансах стран, наиболее заинтересованных в электрификации автотранспорта, невелика и при необходимости, легко заменяется альтернативой.
Что стоит на пути?
Главным же препятствием на пути электрификации, в этой ситуации, остается вовсе не пресловутое нефтяное лобби, а чисто техническое несовершенство существующих автомобилей.
При самых лучших и самых дорогих раскладах современные аккумуляторы не позволяют обеспечить машине запас хода более 500 км., что в современных условиях недостаточно.
Существующие технологии производства аккумуляторов достигли своих пределов, и сделать новую батарею с гораздо большей емкостью и скоростью зарядки с их применением невозможно.
Это, в свою очередь, является главным сдерживающим фактором в части производства самих электромобилей и развития сети электрических заправок.
Чем сердце успокоится?
Четкого ответа на этот вопрос пока нет. Однако, нет и повода сомневаться, что стоящая перед учеными и конструкторами проблема будет в скором времени решена. Гарантом тому является поставленная цель, подкрепленная большими желаниями и очень большими деньгами.
С научной точки зрения, особых препятствий для создания нового поколения батарей не существует, так как речь не идет о создании вечного двигателя или нарушении законов физики.
Новое поколение батарей скорее всего будет создано благодаря применению иных физических принципов, новых технологий и новых материалов.
Все это означает, что сроки, указанные в приведенных выше прогнозах, вовсе не являются чем-то фантастическим, работы по созданию современных аккумуляторных батарей идут рекордными темпами.
А что же нефть?
Что касается нефти, то списывать ее со счетов также не стоит. Она как и прежде будет использоваться в качестве сырья для химической промышленности, хотя мировое потребление ее скорее всего снизится.
Вернуться назад