Киев пускает "Газпром" по миру
В четверг, 19 октября, суд Киева разрешил взыскать с имущества «Газпрома» $ 6,4 млрд. штрафа. Об этом сообщил министр юстиции Украины Павел Петренко. По его словам, решение суда будет обнародовано через несколько дней.
«Хозяйственный суд города Киева удовлетворил ходатайство Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) и исполнительной службы Минюста и изменил способ исполнения судебного решения относительно взыскания с „Газпрома“ штрафа в 171 млрд. гривен. Проще говоря, если до сих пор можно было взыскать только средства „Газпрома“, размещенные в банках, то теперь взыскание распространяется на все имущество должника», — написал Петренко в своем Facebook.
Ранее украинское ведомство арестовало акции «Газтранзита», который на 40% принадлежит российской компании.
Напомним: в феврале 2016 года АМКУ оштрафовал «Газпром» на 85 млрд. гривен (около $3,47 млрд.) якобы за злоупотребление положением монополиста на украинском рынке транзита природного газа. Из-за пени эта сумма к настоящему моменту практически удвоилась.
Теперь проблема, с точки зрения Киева, заключается в том, что у «Газпрома» нет активов на Украине, способных покрыть штраф в $6,4 млрд. Поэтому, как заверил Павел Петренко, «незалежная» будет добиваться ареста имущества российской компании в третьих государствах.
Сразу отметим: перспективы подобного рода дел в международных судах всегда выглядят очень туманными. В теории, Киев может попытаться прибрать к рукам швейцарскую фирму Nord Stream AG, которая принадлежит «Газпрому». Она управляет газопроводом «Северный поток» и оценивается в $7 млрд. Также у российского концерна есть бизнес в Германии, Нидерландах, Польше и Латвии. Причем, в польских и латвийских судах России вряд ли можно рассчитывать на объективное разбирательство.
Единственный актив российской компании в Украине — это транзитный газ. Но Киев вряд ли захочет его арестовывать. Иначе это неминуемо приведет к газовому кризису в Европе, и к самым плачевным политическим и экономическим последствиям для самой «незалежной».
Удастся ли Киеву взыскать штраф с «Газпрома», повлияет ли нынешняя ситуация на решение Москвы сохранить часть украинского транзита после 2019 года?
— Киев довольно давно пытается взыскать с «Газпрома» штраф за якобы нарушение антимонопольного законодательства, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Достаточно напомнить, что киевский суд удовлетворил иск АМКУ относительно принудительного взыскания штрафа и пени с «Газпрома» еще в декабре 2016 года. В августе 2017 года компания обратилась в Верховный суд Украины с требованием пересмотреть решение, но в сентябре он отказал «Газпрому» в рассмотрении апелляции.
Что принципиально — решения украинских судов действуют только на территории Украины. И никаких активов, сопоставимых по стоимости с $6,4 млрд., у российской компании в «незалежной» не имеется.
«СП»: — Есть ли у Киева шансы отсудить часть этих денег в международных судах?
— Надо понимать: даже если Украине что-то присудят, «Газпром» подаст апелляцию. И тогда разбирательство затянется на неопределенный срок, а в итоге, скорее всего, закончится ничем.
Мы это уже видели на примере дела ЮКОСа. В апреле 2016 года окружной суд Гааги отменил решение международного арбитража, находящегося в Голландии (третейского суда), согласно которому Россия должна была выплатить бывшим акционерам ЮКОСа $50 млрд. Первоначальное решение третейский суд вынес в июле 2014 года. Пользуясь его решением, бывшие акционеры нефтяной компании добились ареста имущества России в нескольких странах.
И чем закончилось дело? 10 октября бывшие акционеры ЮКОСа отозвали иски на арест имущества России во Франции. Ранее они предприняли аналогичные шаги в Бельгии.
Уверен, с исками Киева в случае международного разбирательства дело также сойдет на нет, несмотря на решительный настрой украинской стороны. Единственное, что сможет Киев — это рассказывать избирателям, как он разбивается в лепешку, чтобы защитить национальные интересы.
«СП»: — На чем, на ваш взгляд, основаны нынешние претензии Киева?
— В том-то и дело, что ни на чем не основаны. Неслучайно до сих пор Украина воздерживалась от подачи исков по взысканию штрафа с «Газпрома» в международные инстанции. Любому незаинтересованному эксперту ясно, что «Газпром» не создавал преград для доступа других поставщиков к украинской «трубе». Просто таких поставщиков нет — в самом прямом, физическом смысле слова.
«Газпром» делает лишь то, что записано в его контракте — какие в этом случае можно к нему выдвигать претензии?! Именно поэтому для меня очевидно: ни один международный арбитраж не пойдет Киеву навстречу.
— Юридических оснований для исков Киева в международные суды я тоже не вижу, — соглашается глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Это локальная инициатива украинской стороны, причем, как говорится, высосанная из пальца.
Напомню, что сейчас в Стокгольмском арбитраже рассматриваются куда более аргументированные встречные иски «Газпрома» и украинского «Нафтогаза». В октябре 2014 года украинская компания потребовала взыскать с российской компании компенсации за якобы не предоставленные для транзита объемы газа и проценты с этой суммы. «Газпром» в 2015 году подал встречный иск, потребовав оплаты невыбранного «Нафтогазом» газа по условию take-or-pay, полной оплаты за поставки в конце 2013 года и весной 2014 года, а также штрафы и пени на общую сумму $ 47 млрд.
Так вот, несмотря на предварительное серьезное изучение исков, резолюция Стокгольмского арбитража, скорее всего, будет предельно простой по смыслу: договаривайтесь сами.
Так что я просто не понимаю, на что рассчитывает Киев с новыми исками.
«СП»: — Может ли Киев начать с Москвой торг: он сокращает объемы исковых заявлений, а мы взамен сохраняем транзит газа через Украину после 2019 года?
— Мы без всякого торга готовы сохранить украинский транзит, если Киев модернизирует свою ГТС, снимет техногенные риски, и предложит за транзит адекватный тариф.
Но даже в этом случае сохранится лишь часть нынешнего транзита — скажем, 10 млрд. кубометров газа в год. У нас намечаются новые газотранспортные мощности — «Турецкий поток» и «Северный поток-2». С коммерческой точки зрения они выглядят более привлекательными. Кроме того, это новые системы с гарантийным сроком эксплуатации 30 лет. Зачем нам в таком случае гнать газ по старой украинской «трубе», да еще нести транзитные риски по политическим мотивам?
Думаю, как бы ни сложилась судьба украинских исков, «Газпром» будет сокращать транзит через «незалежную». И Киев ничего с этим поделать не сможет.
Вернуться назад