Госдолг России превысит критический уровень в 2019 году
Государственный долг России в ближайшие три года будет увеличиваться с рекордной за всю новейшую историю страны скоростью, в 2018-м году достигнет предельного уровня, определенного госпрограммой управления бюджетом, а в 2019-м году - превысит этот критический порог, следует из "Основных направлений государственной долговой политики РФ на 2017-19 гг", опубликованных Минфином в понедельник.
Согласно документу, как минимум до 2019 года правительство намерено занимать на внутреннем рынке по 1,05 трлн рублей ежегодно - втрое больше, чем в предыдущий трехлетний период.
По мере обнуления Резервного фонда (запланировано на 2017 год) и исчерпания ресурсов ФНБ долг станет основным источником закрытия дыры в федеральном бюджете, которому грозит "существенное недополучение доходов" из-за "неблагоприятных внешних условий" и стагнации экономики.
Чистый объем займов (минус погашения) с 0,6% ВВП в 2016 году вырастет до 1,1% ВВП в 2019-м - "максимального значения за всю историю современной России", отмечает Минфин.
К концу трехлетнего бюджетного цикла госдолг превысит "потолок", закрепленный госпрограммой "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков". Она требует, чтобы предельный объем задолженности правительства не превышал 100% доходов бюджета.
В 2016-м году госдолг составил 82,5% поступлений в казну, в 2018-м достигнет 99,8%, а в 2019 - 104,2%, прогнозирует Минфин.
На уровне регионов ситуация еще хуже: у 8 субъектов РФ уровень долга уже превысил 100% доходов, еще у 12 перешагнет критический порог в 2017 году, говорится в "Основных направлениях".
Долговой рывок российского правительства не может продолжаться бесконечно, предупреждают экономисты Институтом Гайдара и РАНХиГС: чем выше долг - тем больше расходы на его обслуживание, а именно этот параметр - критический для бюджета и долгового рынка любой страны, в том числе РФ.
По данным Минфина, процентные расходы к 2019 году увеличатся в 1,4 раза и будут съедать 869,5 млрд рублей ежегодно и почти сравняются с расходами на образование и здравоохранение вместе взятыми.
Критический порог расходов на обслуживание долга, который закреплен в Бюджетном кодексе, - 1% ВВП. Уже в 2018м году этот показатель достигнет 0,93% ВВП, а 2019м вполне может перешагнуть "потолок", подсчитали в РАНХиГС. Это значит, что с 2020-го года увеличивать долг прежними темпами будет невозможно.
"Налицо тенденция к накоплению существенных бюджетных рисков. При самом негативном сценарии речь может идти о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах и на приемлемых условиях", - констатирует Минфин.
Ключевой вопрос еще и в том, кто будет кредитовать российское правительство в таких рекордных объемах, отмечает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. В 2016-м году Минфин занял около 500 млрд рублей, из которых 400 предоставили иностранные банки и фонды, доля которых на рынке облигаций федерального займа достигла 26%.
Де-факто рынок российского госдолга будет напрямую зависеть от настроений этих иностранных игроков, предупреждает Порывай.
Доля нерезидентов в ОФЗ достига пика и будет снижаться, прогнозирует Минфин. Основными покупателями долговых бумаг российского правительства, по идее ведомства, должны стать российские банки.
Вернуться назад