«Теневиков» заставят работать на благо родины
Пришло время вытаскивать «гаражный» бизнес из «тихих омутов». © pxabay.com
Сложная ситуация, обусловленная сменой глобальных экономических трендов и жесткими санкциями в отношении целого ряда субъектов российской экономики, привела к тому, о чем еще совсем недавно никто и не помышлял. Если ранее считалось, что базовый вектор экономического развития могут задавать исключительно экспортно-сырьевые компании полугосударственного типа, то сегодня взоры капитанов экономики направлены в прямо противоположенном направлении.
В условиях ухудшающейся конъюнктуры и международных санкций, это средний, малый и сверхмалый бизнес, давно «заброшенные» правительством за низкую доходность и высокую проблемность. В последние годы малое и среднее предпринимательство (МСП) было предоставлено самому себе и по сути, отдано на откуп чиновникам, налоговикам и силовикам всех мастей. Естественной реакцией на это стал массовый уход МСП «в тень», со всеми вытекающими последствиями для бюджета и экономического роста.
Между тем, как выясняется при должном подходе и активном выведении МСП из «тени», этот сектор уже к 2025 году может добавить к экономическому росту порядка 2,5%.
По крайней мере, такие цифры были озвучены на всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, представившим новую программу для стимулирования из тени малого и среднего бизнеса, под названием «Свет для гаражной экономики».
4-й в мире по своему объему, достигшему уровня в 39% от ВВП. Больший объем теневой экономики был зафиксирован только у Украины (46% от ВВП, или 1,1 трлн гривен), Нигерии (48% ВВП) и Азербайджана (67% ВВП).
По расчетам Министерства труда и социального развития, до 15 млн россиян полностью исключены из официальной экономики. Доходы россиян, занятых в теневом секторе в 2017 году составили 10,9 трлн. рублей, а доля тех, кто постоянно получает зарплату в конвертах (согласно исследованию Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС) — 31,4%.
Кто виноват?
По мнению авторов программы, массовый уход экономики в тень начался в 2013–14 гг., когда государством был принят ряд решений, приведших к усилению административного давления и фискальной нагрузки на бизнес. Причины этих изменений в целом понятны: общее ухудшение внешних условий заставило государство искать новые источники доходов, одним из которых и стала массированная и плохо продуманная «стрижка» МСП. Прежде всего, это повышение ставок социальных страховых платежей, увеличение штрафных санкций, повышение кадастровой стоимости земли и т. п. Насколько все это оказалось действенным и эффективным можно судить по цифрам, представленным выше. Нравится это кому-то или нет, но уже сейчас, опираясь на приведенные данные, можно сказать, что Россия как никогда рискует лишиться части собственной экономики, через что в разное время уже проходили некогда успешные страны.
Что делать?
По мнению Бориса Титова, переломить ситуацию можно путем создания системы государственного регулирования, стимулирующей выход из тени «гаражного» сектора экономики и работу в легальном поле, а так же развития уже действующих предприятий МСП. По его мнению, это позволит к 2025 году увеличить вклад МСП в ВВП России — с 20% до 30%, а число рабочих мест, создаваемых МСП с 26% (18,8 млн.) до 45%, что даст прирост ВВП страны на 2,5%.
Как делать?
Как полагают авторы программы, реализация задуманного должна осуществляться по меньшей мере по пяти направлениям: установка максимально простого режима регулирования деятельности; обеспечение предпринимателей необходимыми кредитными ресурсами; обеспечение бизнеса производственной и иной инфраструктурой; освобождение предпринимателей от ответственности за ошибки прошлых лет; а также то, что несоблюдение требований законов и обязательных стало невыгодным для бизнеса. © vk.com
В большинстве случаев, после того, как подобные «проверки» становятся достоянием гласности и предметом исследования адвокатов и уполномоченных по делам бизнеса, интерес к ним у проверяющих резко пропадает.
Как показала практика (с весны этого года «Набат» прошел обкатку в Ростовской области), сервис оказался на редкость эффективным. Получилось так, что многим предпринимателям было достаточно сказать проверяющим, что мы сейчас воспользуемся «Набатом», после чего проверки, по неведомым причинам, моментально прекращались, — пояснил «Ридусу» омбудсмен по вопросам, связанным с нарушениями прав предпринимателей при применении меры пресечения и исполнении приговора Александр Хуруджи. — В результате, до непосредственного обращения к нам дело доходило не так уж и часто. На сегодняшний день приложение скачано около 700 раз, при том, что реальных обращений, с которыми нам приходилось разбираться, было 87.
По словам омбудсмена, система «Набат» предназначена в том числе и для защиты предпринимателей от рейдерских захватов бизнеса.
Таким образом, заявленную программу можно считать первой боле или менее сбалансированной попыткой сдвинуть с мертвой точки одну из наиболее серьезных проблем отечественной экономики.
Несмотря на то, что многие из заявленных предложений выглядят все еще достаточно спорно и требуют дополнительной проработки, сам факт начала движения в сторону вывода МСП из тени не может не внушать оптимизма.
Уже сам этот факт следует расценивать как большой шаг вперед, учитывая, что в настоящий момент Россия вступила (во многом против своей воли) в состояние смены прежней экономической модели, базировавшейся на сырьевом экспорте и государственных корпорациях.
Вернуться назад
Сложная ситуация, обусловленная сменой глобальных экономических трендов и жесткими санкциями в отношении целого ряда субъектов российской экономики, привела к тому, о чем еще совсем недавно никто и не помышлял. Если ранее считалось, что базовый вектор экономического развития могут задавать исключительно экспортно-сырьевые компании полугосударственного типа, то сегодня взоры капитанов экономики направлены в прямо противоположенном направлении.
В условиях ухудшающейся конъюнктуры и международных санкций, это средний, малый и сверхмалый бизнес, давно «заброшенные» правительством за низкую доходность и высокую проблемность. В последние годы малое и среднее предпринимательство (МСП) было предоставлено самому себе и по сути, отдано на откуп чиновникам, налоговикам и силовикам всех мастей. Естественной реакцией на это стал массовый уход МСП «в тень», со всеми вытекающими последствиями для бюджета и экономического роста.
Между тем, как выясняется при должном подходе и активном выведении МСП из «тени», этот сектор уже к 2025 году может добавить к экономическому росту порядка 2,5%.
По крайней мере, такие цифры были озвучены на всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, представившим новую программу для стимулирования из тени малого и среднего бизнеса, под названием «Свет для гаражной экономики».
4-й в мире по своему объему, достигшему уровня в 39% от ВВП. Больший объем теневой экономики был зафиксирован только у Украины (46% от ВВП, или 1,1 трлн гривен), Нигерии (48% ВВП) и Азербайджана (67% ВВП).
По расчетам Министерства труда и социального развития, до 15 млн россиян полностью исключены из официальной экономики. Доходы россиян, занятых в теневом секторе в 2017 году составили 10,9 трлн. рублей, а доля тех, кто постоянно получает зарплату в конвертах (согласно исследованию Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС) — 31,4%.
Кто виноват?
По мнению авторов программы, массовый уход экономики в тень начался в 2013–14 гг., когда государством был принят ряд решений, приведших к усилению административного давления и фискальной нагрузки на бизнес. Причины этих изменений в целом понятны: общее ухудшение внешних условий заставило государство искать новые источники доходов, одним из которых и стала массированная и плохо продуманная «стрижка» МСП. Прежде всего, это повышение ставок социальных страховых платежей, увеличение штрафных санкций, повышение кадастровой стоимости земли и т. п. Насколько все это оказалось действенным и эффективным можно судить по цифрам, представленным выше. Нравится это кому-то или нет, но уже сейчас, опираясь на приведенные данные, можно сказать, что Россия как никогда рискует лишиться части собственной экономики, через что в разное время уже проходили некогда успешные страны.
Что делать?
По мнению Бориса Титова, переломить ситуацию можно путем создания системы государственного регулирования, стимулирующей выход из тени «гаражного» сектора экономики и работу в легальном поле, а так же развития уже действующих предприятий МСП. По его мнению, это позволит к 2025 году увеличить вклад МСП в ВВП России — с 20% до 30%, а число рабочих мест, создаваемых МСП с 26% (18,8 млн.) до 45%, что даст прирост ВВП страны на 2,5%.
Как делать?
Как полагают авторы программы, реализация задуманного должна осуществляться по меньшей мере по пяти направлениям: установка максимально простого режима регулирования деятельности; обеспечение предпринимателей необходимыми кредитными ресурсами; обеспечение бизнеса производственной и иной инфраструктурой; освобождение предпринимателей от ответственности за ошибки прошлых лет; а также то, что несоблюдение требований законов и обязательных стало невыгодным для бизнеса. © vk.com
В большинстве случаев, после того, как подобные «проверки» становятся достоянием гласности и предметом исследования адвокатов и уполномоченных по делам бизнеса, интерес к ним у проверяющих резко пропадает.
Как показала практика (с весны этого года «Набат» прошел обкатку в Ростовской области), сервис оказался на редкость эффективным. Получилось так, что многим предпринимателям было достаточно сказать проверяющим, что мы сейчас воспользуемся «Набатом», после чего проверки, по неведомым причинам, моментально прекращались, — пояснил «Ридусу» омбудсмен по вопросам, связанным с нарушениями прав предпринимателей при применении меры пресечения и исполнении приговора Александр Хуруджи. — В результате, до непосредственного обращения к нам дело доходило не так уж и часто. На сегодняшний день приложение скачано около 700 раз, при том, что реальных обращений, с которыми нам приходилось разбираться, было 87.
По словам омбудсмена, система «Набат» предназначена в том числе и для защиты предпринимателей от рейдерских захватов бизнеса.
Таким образом, заявленную программу можно считать первой боле или менее сбалансированной попыткой сдвинуть с мертвой точки одну из наиболее серьезных проблем отечественной экономики.
Несмотря на то, что многие из заявленных предложений выглядят все еще достаточно спорно и требуют дополнительной проработки, сам факт начала движения в сторону вывода МСП из тени не может не внушать оптимизма.
Уже сам этот факт следует расценивать как большой шаг вперед, учитывая, что в настоящий момент Россия вступила (во многом против своей воли) в состояние смены прежней экономической модели, базировавшейся на сырьевом экспорте и государственных корпорациях.
Вернуться назад