DataLife Engine > Экономика > Симулирование «стимулирующих нормативов»: кто срывает поручения президента

Симулирование «стимулирующих нормативов»: кто срывает поручения президента

Симулирование «стимулирующих нормативов»: кто срывает поручения президента
© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Год экологии остался позади, однако одна из главных экологических баталий не собирается утихать. Накануне председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил нормативы утилизации товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств на 2018–2020 годы (распоряжения № 2970-р и № 2971-р).
Они были приняты на скорую руку: не постановлением с общественными слушаниями, а распоряжениями, без каких-либо обоснований и расчетов, не учитывая мнения представителей отрасли переработки макулатуры или экспертов Общероссийского народного фронта — и игнорируя прямые поручения президента. «Ридус» изучил нюансы формирования нормативов, разобрался в ставках экологического сбора с производителей и импортеров — и обнаружил лихо закрученный сюжет, достойный экранизации. Впрочем, обо всем по порядку.
Зеленая экономика
Передовые страны мира взяли курс на главный тренд современности — переход на так называемую «зеленую экономику», новую экономическую парадигму, основанную на возобновлении ресурсов: производителей товаров обязывают утилизировать свои товары после утраты ими потребительских свойств, выстраивая эффективную систему переработки.
Симулирование «стимулирующих нормативов»: кто срывает поручения президента
Россия оказалась в числе стран, продемонстрировавших готовность к переходу на циклическую экономику: по итогам проверки исполнения законодательства и решений президента в сфере регулирования обращения с отходами от 15 ноября 2017 года глава государства дал поручение в рамках государственной программы РФ «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы выделить отдельную подпрограмму по созданию отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами замкнутого цикла.
Симулирование «стимулирующих нормативов»: кто срывает поручения президента
В 2015 году по поручению президента России Владимира Путина была проведена новация федерального закона «Об отходах производства и потребления»: 89-ФЗ был дополнен понятием расширенной ответственности производителей (РОП) — по аналогии со странами с развитой системой обращения с отходами, такими как США, Канада, Китай и страны Евросоюза.
Симулирование «стимулирующих нормативов»: кто срывает поручения президента
РОП обязал производителей, а также компании, которые ввозят на территорию России товары импортного производства, в обязательном порядке утилизировать отходы, образующиеся в результате использования продукции. Необходимый объем переработки определяется нормами утилизации товаров — в зависимости от их группы и технологии утилизации. У тех же производителей, которые по какой-то причине не могут самостоятельно достичь нормативов утилизации, есть два варианта: они должны либо наладить прямой контракт с переработчиком отходов — либо платить экологический сбор, делегируя обязанности по утилизации государству.
Документ, определяющий нормы утилизации товаров на 2018–2020 годы, был принят правительством на основе рекомендаций Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Согласно «распоряжениям», норматив утилизации гофрированных бумаги и картона, а также тары из этих материалов в текущем году составляет 25%, а к 2020 году продекларировано увеличение норматива до 45%, но в отрасли переработчиков макулатуры в такой исход попросту не верят: через три года нормативы вернутся к значению в 20%, отставая на 5% от показателей 2017 года. Очевидно, что ни о каком стимулировании в таких условиях речи и быть не может. Цель принятых решений — снижение нагрузки на окружающую среду путем сокращения объемов захоронения отходов потребления на полигонах твердых бытовых отходов, вовлечение отходов товаров, подлежащих утилизации, в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья и энергии,говорится в пояснительной записке. Процесс утверждения нормативов проходил долго и мучительно: по сути, эти «распоряжения» стали своеобразным подведением итогов Года экологии в России. Глава Минприроды Сергей Донской убежден, что правительству удалось «простимулировать вторичную переработку и развитие института расширенной ответственности производителя». Министр неоднократно делал заявления о размерах тех поступлений, которые бюджет РФ должен получать от введенной расширенной ответственности товаропроизводителей: в 2017 году речь шла о 6,5 миллиардов рублей — с перспективными планами на будущее (не менее 30 миллиардов в год). На деле же выяснилось, что по итогам 2017 года указанная сумма составила всего один миллиард.
Симулирование «стимулирующих нормативов»: кто срывает поручения президента

Антиустойчивое развитие
Против предложенных и принятых нормативов утилизации на протяжении года активно выступали представители отрасли, объединившиеся в СРО «Лига переработчиков макулатуры», и эксперты Общероссийского народного фронта.  Согласно прямому поручению президента, было необходимо увеличение объема переработки вторичных ресурсов в рамках устойчивого развития страны и введение стимулирующих мер в отрасли — в частности, увеличение нормативов утилизации групп товаров. В «распоряжениях» правительства они соответствуют аналогичному параметру стран Евросоюза — но только на 2008 год: принятые нормативы фактически убивают отрасль переработки вторично-материальных ресурсов.  Таким образом, судя по данным правительства, экономическое отставание России от ЕС составляет 10 лет. Но так ли это на самом деле? Рассмотрим на примере отрасли переработки макулатуры. С 2013 года целлюлозно-бумажная промышленность вошла в активную фазу модернизации: обновленный 89-ФЗ заинтересовал инвесторов, в том числе международных, привыкших работать в соответствии с подобными законами по всему миру. В результате началась натуральная «гонка вооружений» в области переработки макулатуры: перерабатывающие предприятия стремительно расширяли производство и наращивали мощности. Веру инвесторов в будущее отрасли подкрепил комплекс мер, направленный на устойчивое развитие, и многочисленные прямые поручения президента: в 2016 году государство указало четкий вектор — вся макулатура должна быть собрана, органы законодательной власти приняли для этого необходимое законодательное обеспечение, соответствующее нормам и стандартам ЕС и США, а федеральные органы исполнительной власти должны были всячески способствовать принятой парадигме. С последним пунктом, как показало время, и возникли непреодолимые сложности. Мощности перерабатывающей отрасли на сегодняшний день профицитны: в стране перерабатывается 3 миллиона 300 тысяч тонн макулатуры — при фактической возможности перерабатывать на миллион тонн больше. Судя по поступательному развитию отрасли, в 2018 году переработчики справятся и с пятью миллионами — но принятые правительством нормы утилизации попросту не позволят реализовать эти планы. Таким образом прямое поручение президента (№Пр-1329 от 22.06.2017) не выполнено, принятые нормативы утилизации не повышены до стимулирующего уровня, а наоборот, упали к дестимулирующему показателю: на сегодняшний день производится возврат в хозяйственный оборот 60% картона всех видов совокупно, а норматив на 2018 год составляет лишь 10 процентов.  Координатор Центра мониторинга Общероссийского народного фронта по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов в беседе с «Ридусом» отметил, что действия Минприроды не просто нанесли непоправимый удар по перспективной отрасли, вызвав отток инвесторов, но и сорвали исполнение прямого поручения президента по прекращению сырьевого экспорта макулатуры и переходу на новые рельсы экспорта готовой продукции с добавленной стоимостью.
Симулирование «стимулирующих нормативов»: кто срывает поручения президента
Симулирование «стимулирующих нормативов»: кто срывает поручения президента
Координатор Центра мониторинга Общероссийского народного фронта по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов коррупционную воронку: некорректно сформированные товарные группы позволяют минимизировать суммы экосбора посредством выбора производителем группы с наименьшим нормативом — без какого-либо без риска быть привлеченным за это к ответственности. Такой группой, к примеру, выступает группа товаров № 12 «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая»: нормативы на ближайшие три года здесь составляют 10%, 15% и 20% вместо 25%, 35% и 45% по группе № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная». Речь идет о натуральной «офшорной зоне» среди групп товаров, в которую можно нырять, чтобы минимизировать уплату экосбора. А формирование этой «воронки» — наряду с дестимулирующими нормативами утилизации — дело рук рабочей группы в Минприроды РФ.
Симулирование «стимулирующих нормативов»: кто срывает поручения президента
© onf.ru Парадоксально, но из рабочей группы Минприроды по разработке нормативов исключили абсолютно всех представителей отрасли переработки: словно Царь-пушка без единого выстрела или Царь-колокол без звона — нормативы утилизации были приняты без утилизаторов. В состав рабочей группы вошли только товаропроизводители, подчеркивает эксперт Общероссийского народного фронта Дмитрий Миронов. «Фронтовик» подчеркнул, что ведомство отказалось учитывать статистические данные СРО «Лига переработчиков макулатуры» и аналитические материалы «Центра системных решений» о реальном состоянии отрасли, а также отвергло предложение Министерства промышленности и торговли РФ, которое предлагало установить норматив утилизации в размере 100% на бумагу, картон и изделия из них на 2019 год. Эксперт предполагает, что в формировании товарных групп и принятии нормативов утилизации замешана крупная ассоциация с заокеанским «душком», которая сделала это для своих участников — в том числе, для компании, которая выпускает под известным брендом специальный многослойный картон из целлюлозы, а не макулатуры. Именно эта компания и потребовала у Минприроды установить «стимулирующие» нормативы в 10% — и ее интересы были удовлетворены. Мы знаем, что маркетинговое преимущество товара часто достигается за счет упаковки. Конечно, крупные корпорации на этом этапе могут просчитать потенциальную потерю прибыли. Скорее всего, они и нашли исполнителей, которые помогли им минимизировать убытки,отметил Дмитрий Миронов. В результате действий Минприроды федеральный бюджет будет постоянно нести ощутимые потери. Простая математика: разницу минимального и максимального нормативов утилизации двух групп умножаем на суммарный объем отходов от использования гофрированного картона и на ставку экологического сбора в размере 2 378 рублей за тонну.
В результате потери бюджета с 2018 по 2020 год будут выглядеть так:
2018: (0,25–0,10) x 4 500 000x2 378 = 1 605 150 000 рублей;
2019: (0,35–0,15) x 4 750 000x2 378 = 2 259 100 000 рублей;
2020: (0,45–0,20) x 5 000 000x2 378 = 2 972 500 000 рублей.
Итого государственная казна не досчитается более шести миллиардов рублей. Неудивительно, что среди переработчиков уже формируется злободневный фольклор о Минприроды. Вот одна из популярных в отрасли шуток: К Владимиру Путину заходит помощник и сообщает, что всего за один день ВВП страны прибавил 1%, Россия вышла на первое место в мире по устойчивому развитию, мгновенно перейдя на циклическую экономику. «Что же произошло, — спросил президент. «Несанкционированный пуск калибра, — ответил помощник. — Угодил в Минприроды, никто не спасся». Тем не менее, срыв поручений главы государства, препятствование экономическому развитию и потеря средств в государственной казне — вовсе не шутки. «Фронтовики» уже подготовили доклад главе государства, в котором принятые нормативы утилизации называют «примером очевидного лоббизма, тормозящего развитие отрасли».  Кроме того, свои предложения по пересмотру принятых нормативов «Народный фронт» уже направил в правительство РФ. Эксперт ОНФ Дмитрий Миронов подчеркивает, что коррупционной составляющей принятых Минприроды решений впору заняться и спецслужбам. Судя по всему, Год экологии со всеми его неразрешенными проблемами и не думал заканчиваться.



Вернуться назад