DataLife Engine > Экономика > Полярный дракон: Китай знает что делать с Северным морским путем

Полярный дракон: Китай знает что делать с Северным морским путем

Полярный дракон: Китай знает что делать с Северным морским путем
© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Пресс-канцелярия Госсовета КНР обнародовала первую Белую книгу об арктической политике Китая. Своей территории в этом регионе страна не имеет, но географически близка к полярным областям и является важной заинтересованной стороной в делах Арктики, подчеркнуло ведомство.
Среди прочего Пекин намерен развивать инициативу «Полярного Шелкового пути», создавая морские торговые пути и укрепляя торговые отношения с разными странами региона, говорится в документе. Эта инициатива будет частью более широкой китайской программы «Пояс и путь» (Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь 21-го века), сообщает «Финмаркет». Китай уже несколько лет осваивает Северный морской путь в Европу, который значительно короче традиционной дороги через Суэцкий канал. Первый китайский ледокол прошел по СМП в 2013 году, а летом прошлого года этот маршрут освоили уже шесть китайских судов.
В сентябре китайское исследовательское судно Xue Long впервые осуществило рейс Северо-Западным проходом вдоль северного побережья Канады, сократив время в пути из Нью-Йорка в Шанхай на семь суток по сравнению с маршрутом через Панамский канал.
Зачем Китаю Арктика?
Свой интерес к Арктике Пекин никогда не скрывал. Он является одним из 13 государств-наблюдателей при Арктическом совете и стремиться участвовать в решении всех проблем, связанных с освоением региона.
«Китаю необходимо искать новые пути развития своей экономики, осваивать новые горизонты. У Поднебесной всегда большие амбиции. Вероятно, китайцы намереваются занять лидирующие позиции в этом регионе, хотя прямого доступа к Арктике они не имеют и вряд ли получат желаемое в полном объёме. Может Россия и поддержит стремление Китая, но вот скандинавские страны и Америка, вероятно, не будут рады появлению такого крупного игрока в регионе», — сказал «Ридусу» ведущий аналитик Amarkets Артем Деев.
Полярный дракон: Китай знает что делать с Северным морским путем
Полярный дракон: Китай знает что делать с Северным морским путем
Полярный дракон: Китай знает что делать с Северным морским путем
© pixabay.com «Ряд экспертов считает, что это перспективная тема: совместное освоение Арктики с использованием китайских инвестиционных ресурсов. У них есть свои наработки в области строительства ледоколов и специального оборудования. Другие считают, что это тема очень сложная, и не стоит с китайцами сильно интегрироваться в деле освоения Арктики. Но процесс все равно потихонечку идет», — рассуждает Н. Котляров.
По его мнению, обойти Россию у Китая в любом случае не получится, речь может идти только о совместном освоении этих маршрутов на взаимовыгодных условиях. Тут возможны серьезные противоречия. Российская сторона закономерно стремится провозить грузы с использованием своих судов и ледоколов, ей необходимо обеспечить заказы для отечественных судостроительных компаний, а китайцы предлагают свои проекты, свое оборудование.
«Естественно, каждая страна стремиться получить максимальную экономическую выгоду от любого проекта. Это уже вопрос переговоров, когда стороны притираются и находят какое-то компромиссное решение. Это нормальный процесс, и он всегда достаточно длительный. То есть, это стратегический проект, рассчитанный на десятилетия. И трудно сейчас сказать, как он будет дальше двигаться. Но китайцы активно участвуют в диалоге и с нами, и с другими членами Арктического клуба», — отмечает эксперт.
«С одной стороны, Китай пытается себя весьма активно здесь вести. С другой стороны, при условии, что Россия будет иметь какую-то собственную стратегию и политику, вполне можно достигнуть договоренности. Но если мы ничего не будем делать по развитию, тогда все сделают без нас: поставят перед фактом, что этот коридор уже действует, и Россия здесь не играет никакой ключевой роли», — заключает О. Александров.



Вернуться назад