Игумен Петр (Мещеринов), священнослужитель Русской православной церкви, культуртрегер и публицист, 21 марта разместил в соцсети комментарий о реакции церковного сообщества на угрозу распространения коронавирусной инфекции. Свой текст игумен назвал «Заметка о противоэпидемических церковных мерах (по итогам прошедшей недели)».
«Итак, наше священноначалие издало инструкцию о защите от возможного заражения коронавирусом при причащении и прочих обрядовых действиях в церквах, - пишет московский священнослужитель. - Троице-Сергиева лавра официально заявила, что отказывается от этих мер, и, насколько мне известно, на данный момент далеко не все священнослужители исполняют их — уж не говоря о том, что митр. Онуфрий Киевский в рамках всей Украинской церкви не поддержал "обеззараживание Чаши".
Но это всё на самом деле не имеет значения — по двум причинам. Во-первых, в само православное благочестие настолько глубоко "вшита" потребность прикладываться к святыне, что никакие разговоры, увещевания и синодальные постановления этому воспрепятствовать не могут. Если убрать все иконы и кресты, люди будут прикладываться к стенам храма. И во-вторых, и в главных, прихожане в церквях стоят плотно рядом друг с другом, кашляют, чихают, подпевают хору, переговариваются, передают друг другу свечи — и этого не изменишь никак». Мещеринов делится личными наблюдениями: «Вот сегодня у нас в храме на Родительской субботе: битком, — и ведь не расчертишь же пол на двухметровые квадраты с запрещением переступать их границы. Это просто физически невозможно; народу в церковь ходит много, а будет ещё больше в конце поста и на Пасху».
«Так что единственный действенный противоэпидемический способ — физически закрыть церкви (это не призыв, а констатация). А пока люди так плотно стоят часами рядом, всякие обтирания лжицы платом, смоченным в дезинфицирующем растворе и т.п. — даже не полумеры, а так, самоуспокоение», - резюмирует священнослужитель.