В ночь на 7 июля Белград охватили многотысячные акции протестов, в результате которых был захвачен парламент и произошли ожесточенные столкновения с полицией. Причиной стало заявление президента Александра Вучича о возобновлении комендантского часа в Сербии в связи с ростом числа заболевших COVID-19.
Однако сами протестующие говорят, что они возмущены не столько ужесточением мер, сколько «ложью властей», которые прекратили борьбу с пандемией ради победы на недавних выборах. «Актуальные комментарии» собрали информацию из зарубежных СМИ о том, что сейчас происходит в Сербии.
Издание European Western Balkans сообщают, что протесты в Белграде были спровоцированы выступлением президента Сербии по национальному телевидению. После того как небольшая группа протестующих попыталась проникнуть в парламент страны, произошли столкновения с полицией, в результате которых был применен ряд гранат со слезоточивым газом и произведен ряд арестов, в ходе которых, по сообщениям, пострадали как протестующие, так и полицейские. Протест был вызван резкими изменениями в политике Сербии в отношении пандемии COVID-19, при этом правительство сняло практически все ограничения и отправило сообщения о том, что вирус ослаб за несколько недель до выборов 21 июня.
Спустя две недели последовало заявление о том, что ситуация близка к катастрофе. Кроме того, появилась информация из расследований журналистов о том, что истинное число случаев и смертей скрывалось от общественности в течение недель, если не месяцев. По информации, никто из лидеров оппозиции не призывал граждан выходить на улицу и протестовать. Видео людей, собирающихся спонтанно, всплыло в социальных сетях, привлекая с каждым часов больше граждан. Протесты не имели четкой идеологической направленности, при этом различные участники выкрикивали разные лозунги, направленные против правительства.
После того как региональная телевизионная станция N1 показала в эфире нападение полиции на некоторых людей, которые не вели себя агрессивно, «Молодежная инициатива по правам человека» (YIHR), призвала министерство внутренних дел и омбудсмена начать расследование случаев чрезмерного применения силы полицией. Об этом пишут Balkan Insight.
«Общественность должна регулярно информироваться о ходе этих расследований в целях установления доверия граждан к государственным органам и полиции после того, как граждане в прямом эфире наблюдали столкновение между гражданами и полицией», — заявила YIHR. Она призвала к проведению оперативного, транспарентного и тщательного расследования. В среду Комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миджатович заявила, что разгон демонстрантов полицией с применением насилия в Белграде вызывает серьезную озабоченность с точки зрения прав человека. Белградский центр по правам человека написал в Твиттере, что он направил омбудсмену две уголовные жалобы и уведомления о предполагаемых злоупотреблениях со стороны полиции, зарегистрированных по телевидению N1.
Директор полиции Владимир Ребич заявил, что в ходе протестов в Белграде были задержаны 23 человека, 43 полицейских и 17 демонстрантов получили ранения в ходе нескольких часов столкновений. Он отметил, что большое количество полицейского оборудования было уничтожено, пять полицейских машин были подожжены и три лошади получили ранения. По его словам, полиция действовала крайне сдержанно, слезоточивый газ был применен только тогда, когда протестующие вновь попытались войти в парламент, и что в конце концов кавалерия должна была вмешаться, потому что протестующие не сдавались. «Я надеюсь, что сегодня, проанализировав все видеозаписи с камер, мы сможем выявить значительно большее число хулиганов, которые применяли насилие на улицах Белграда, их дела будут рассмотрены в судебном порядке», — сказал Ребек.
Телевизионная сеть N1 сообщила, что толпа из нескольких сотен человек снесла металлический забор, зажгла факелы на ступеньках, ведущих к входу в парламент, прежде чем группа успела ворваться в здание. Журналисты на месте протеста заявили, что полиция вмешалась и сумела вытолкнуть их примерно через 15 минут. Сообщается, что государственные каналы не освещали протест в прямом эфире. Толпа выкрикивала оскорбления против сербского президента и свистела — традиция протестов в Сербии с 1990-х годов. Некоторые в толпе говорили, что приехали в Белград из Нови-Сад, Зренянина и других мест.
Протестующие опрокинули мусорные контейнеры, блокировали улицы, ведущие к площади перед зданием парламента. Полиции удалось взять под контроль улицы вокруг парламента после 14:00 в среду. Аналогичные протесты в гораздо меньших масштабах были организованы в Нови-Саде и Крагуеваце, а новые протесты были запланированы на среду.
Вину за ночное столкновение сербские власти возложили на оппозицию. Премьер-министр Ана Брнабич гневно осудила «вандализм политиков, которые стоят за захватом парламента в момент, когда государство и система здравоохранения сталкиваются с тяжелейшим с начала эпидемии ударом коронавируса». Сербская оппозиция в ответ объявила о продолжении акций протестов. Протесты представляют собой наиболее серьезные волнения в Сербии с тех пор, как в 2012 году к власти пришла правящая Сербская прогрессивная партия.
По данным министерства здравоохранения страны, в Сербии в течение 24 часов во вторник было подтверждено 299 новых случаев заболевания COVID-19 и 13 случаев с летальным исходом. Сербия перешла от одной из самых жестких блокировок в Европе к почти полному открытию в начале мая. Общее число подтвержденных случаев заболевания в стране на вторник составило 16719 и 330 смертей, связанных с вирусом.