В ночь на 27 февраля в Ужгороде второй раз за месяц подожгли здание, в котором находится офис Общества венгерской культуры Закарпатья.
«Сегодня в 3 часа ночи в городе Ужгороде по адресу: Православная набережная, 5 в здании Общества венгерской культуры Закарпатья возник пожар. В 3:50 он был ликвидирован. Пожаром уничтожена мебель и часть имущества на площади 25 квадратных метров. Сейчас причина пожара устанавливается», – сообщили в украинской службе ЧС. И уточнили, что «идёт расследование всех обстоятельств пожара. По факту возгорания возбуждено уголовное дело по статье об умышленном уничтожении или повреждении имущества путём поджога. Виновникам грозит от 3 до 15 лет тюремного заключения. Пострадавших и жертв в результате пожара нет. Сумма ущерба устанавливается».
Камеры видеонаблюдения, установленные на здании офиса Общества венгерской культуры Закарпатья и на зданиях, расположенных рядом, зафиксировали исполнителя поджога. «С камер видеонаблюдения видно, что неизвестный принёс сумку со взрывчаткой со стороны пешеходного моста, некоторое время ковырялся в ней под окном нашего офиса, а потом положил эту сумку прямо на подоконник и в 3:05 пошёл в сторону венгерского консульства, далее по набережной. Через 7 минут после этого прогремел мощный взрыв, который услышала охрана соседних зданий и вызвала пожарных и полицию. Взрыв был такой силы, что сработала даже сигнализация на зданиях, расположенных на другой стороне реки, туда пошла ударная волна. Также в результате взрыва были выбиты оба окна офиса, а внутри него начался большой пожар, уничтоживший дотла весь офис, все помещения двухэтажного дома», – рассказал первый заместитель председателя Закарпатского областного совета Иосиф Борто.
Это уже вторая попытка поджога венгерского центра культуры в Ужгороде. 4 февраля преступники бросили в окно здания бутылку с зажигательной смесью. Тогда глава Закарпатской ОГА Геннадий Москаль заявил, что виновные в поджоге – граждане Польши, члены праворадикальной организации «Фаланга».
В связи с произошедшим посла Украины в Венгрии Любовь Непоп вызвали в МИД Венгрии. Об этом говорится в сообщении на сайте венгерского правительства.
Глава МИД Венгрии Петер Сийярто убеждён в том, что на Украине «происходит процесс роста экстремистских идей». «Это видно из законов, принятых Верховной радой Украины, которые серьёзно ограничивают права меньшинств. Выглядит так, что они запугивают членов венгерского национального меньшинства Закарпатья. И если Украина серьёзно относится к своим намерениям присоединиться к ЕС и НАТО, она должна уметь контролировать экстремистов», – прокомментировал произошедшее Сийярто.
Глава МИД Венгрии также сообщил, что у него назначена встреча с верховным комиссаром ОБСЕ по правам человека. Сийярто не раз заявлял о том, что наблюдательной миссии ОБСЕ следует работать не только на Востоке Украины, но и в Закарпатье.
В Министерстве иностранных дел Украины назвали «поджог офиса Общества венгерской культуры Закарпатья в Ужгороде провокацией, направленной на разжигание межнациональной розни».
«Решительно осуждаю очередную провокацию в Ужгороде против помещения венгерского меньшинства. Системность и сходство действий провокаторов свидетельствуют о заказном внешнем следе. Мы не оставим наших венгров одних! Вместе будем противодействовать попыткам дестабилизации Закарпатья», – нашёл след глава МИД Павел Климкин в своём микроблоге в Twitter.
А посол Украины в Венгрии Любовь Непоп на своей странице в Facebook написала: «Решительное осуждение таких позорных провокаций и конкретные меры, чтобы найти и наказать виновных, – это однозначная позиция украинской стороны.
Мы будем противодействовать любым попыткам пошатнуть межнациональный мир как в регионе, так и в Украине в целом… Украинские компетентные органы работают над тем, чтобы найти и наказать виновных в нынешней недопустимой акции».
Впрочем, по поводу того, кто виноват в этом преступлении, мнение уже сложилось.
«Уверен, что в Украине, и на Закарпатье в частности, не найдётся человека, который бы совершил это преступление. У нас есть националисты, ультранационалисты, но я не думаю, что это сделали граждане Украины», – говорит Иосиф Борто.
«Мы можем допустить, что эти два события взаимосвязаны, очевидно, это провокация для обострения украинско-венгерских отношений, но сейчас не известно, кто совершил поджог офиса венгров сегодня ночью. Ясно, что те двое поляков, которых подозревают в поджоге, совершенном в начале февраля, вне подозрений, поскольку не могли пересечь границу», – сказал пресс-секретарь Геннадия Москаля Ярослав Галас.
Также он сообщил, что «правоохранителям ещё после первого поджога было поручено усиленно охранять здание офиса венгров». Проспали, получается, правоохранители? Или просто закрыли глаза?
«У меня нет никаких сомнений, что за поджогом офиса Общества венгерской культуры Закарпатья стоят российские спецслужбы», – считает председатель Закарпатской областной государственной администрации Геннадий Москаль.
«ФСБ неоднократно устраивала в Закарпатье провокации. Это и «эпический» план «Шатун», и указатели с провокационными надписями на венгерском языке, и попытка подрыва памятника венграм на Верецком перевале, и, наконец, поджог офиса Общества венгерской культуры в ночь на 4 февраля, который совершили граждане Польши, члены радикальной пророссийской организации "Фаланга"», – уточнил закарпатский губернатор.
А цель этих спецопераций, по словам Москаля, одна – «расшатать ситуацию на межэтнической почве и спровоцировать на Закарпатье донбасский сценарий». «В связи с этим меня удивляет слабая реакция наших правоохранительных и силовых структур. В этот понедельник на оперативном совещании я публично предупредил руководство силовиков о возможных провокациях и поручил Национальной полиции взять под усиленную охрану ряд объектов, в том числе офис Общества венгерской культуры Закарпатья. В результате офис таки подожгли, а преступники спокойно ушли с места происшествия», – недоумевает Москаль. Странно, что он не обвинил ведомство Авакова в работе на Москву. Выпала полиция из логики Москаля, в которой все злоумышленники, включая поляков, - агенты Кремля. Но если полицейские дали поджечь Общество венгерской культуры и во второй раз, значит и их завербовал Кремль – что тут неясного? Хотя, если вспомнить события на Украине последних лет, аваковская полиция ничего не предпринимает всегда в других случаях, когда поджигатели и погромщики – не мифические агенты Кремля, а свои доморощенные национал-радикалы. Начиная со 2 мая 2014 года полиция им не препятствует, а если редкого «активиста» и задержат, то ненадолго. И если внимать аргументам закарпатских властей, то поневоле приходится думать, что и на Россотрудничество тоже напали агенты Кремля. В Киеве всё случилось точно по тому же сценарию, что и в Ужгороде: полиция намеревалась взять здание под усиленную охрану после первого нападения, да так и не взяла. Аваков вообще охраняет только то, что считает нужным. Удивительно, что генерал милиции Москаль этого не понимает. Или делает вид, что не понимает. А то, что преступник действовал под прицелом видеокамер, говорит не о «руке ФСБ» или «Шатуне», а о том, что он совсем не боялся разоблачения.
Точно так же странно слышать, когда закарпатский губернатор рассуждает о «пророссийскости» организации «Фаланга», которая выступает за польскую национальную империю и во имя этого участвует в маршах вместе с монархистами, проводит совместные акции с левыми и выходит на улицы с лозунгами «Крым – России, Закарпатье – Венгрии». С тем же успехом «Фалангу» можно назвать и «провенгерской», и «просирийской», и «проиранской», и какой угодно.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин пафосно пообещал: «Мы не оставим наших венгров одних!» Но закарпатские венгры и не одни – у них есть Венгрия, где хорошо понимают, что экстремизм в украинском государстве плохо управляем. В Будапеште в отличие от Киева помнят, что буквально несколько месяцев назад в Закарпатье проходили акции украинских националистов, во время которых те сжигали венгерские флаги и выкрикивали антивенгерские лозунги. И в Венгрии обвиняют в этом не Россию.
Соб. корр. ФСК