В Магнитогорской епархии 58-летняя Тамара Филиппова заявила, что ее избил родной брат местного епископа Иннокентия отец Дионисий (Васецкий), который занимает в епархии должность эконома. Конфликт, после которого женщина оказалась в реанимации, произошел еще в конце декабря 2018 года, но извинений Тамаре Филипповой до сих пор ни один священнослужитель не принес, а из патриархии, куда родные пенсионерки направили обращение, они получили обычную отписку. Первым о происшествии написал телеграм-канал «Церквач», а подробности Znak.com рассказала дочь пострадавшей женщины Инна.
Тамара Филиппова много лет работает при соборе Вознесения Господня в Магнитогорске, а с октября 2012 года трудится помощником руководителя отдела по церковной благотворительности и социальному служению Магнитогорской епархии.
27 декабря 2018 года представитель ООО «Русский хлеб» привез печенье для рождественских подарков детям из малообеспеченных семей. Машина заехала на территорию собора, где находится епархия, и водитель стал разгружать коробки.
«Тогда маме на сотовый телефон позвонил эконом епархии, родной брат владыки Иннокентия отец Дионисий, — говорит дочь пострадавшей. — Он начал кричать и высказывать претензии, что машина заехала на территорию храма, а не разгружается на общей стоянке. Мама приехала в епархию и увидела, что, действительно, человек привез коробки с печеньем, разгружает их. Водитель машины, в свою очередь, сказал маме, что „больше в этот гадюшник“ не приедет, так как какой-то человек бегает и орет на него».
После этого Тамара Филиппова поднялась в епархиальное управление к отцу Дионисию, чтобы узнать, что случилось. Там священнослужитель продолжил кричать на женщину, заявляя, что по приказу архиерея машины не должны заезжать на территорию епархии.
Тамара Филиппова, как говорится в ее обращении на имя патриарха Кирилла (имеется в распоряжении Znak.com), попросила эконома не кричать на нее, перестать ее оскорблять, объяснила, что машина привезла подарки детям, что это благотворительность. Но отец Дионисий не слушал женщину.
«Я полагала, что конфликт исчерпан, и поднялась на второй этаж в свой рабочий кабинет, — пишет в обращении пострадавшая женщина. — Там уже находились отец Андрей Бобин и отец Сергий Баклицкий. Они приехали из Верхнеуральска и Карталов и ожидали фасовки подарков для своих приходов…. Отец Дионисий Васецкий еще несколько раз заглядывал в кабинет и требовал от меня выйти для продолжения разбирательств… Когда посетитель вышел, отец Дионисий вновь заскочил в кабинет и продолжил на меня орать… Мне высказал, что я „бездельница“, „прожираю деньги епархии“. Я попыталась выйти из кабинета и закрыть дверь, но отец Дионисий оттолкнул дверь, продолжил на меня кричать: „виновата все равно ты“, „я перережу все колеса автомобилей“… Я попыталась его успокоить, объяснить, что его поведение не отвечает статусу священника».
Затем, по словам дочери Тамары Филипповой, священнослужитель ударил ее мать. Описание со слов пострадавшей женщины также подробно приведено в обращении:
«… Далее отец Дионисий Васецкий повернулся ко мне и левой рукой со всей силы швырнул меня о стену (об угол стены), я стала падать и ударилась виском об угол. В этот момент я испытала сильную боль в голове, голова закружилась, в глазах появились мушки, руками я держалась за голову и просила о помощи. Также я испытывала боль в теле, в тех местах, где отец Дионисий Васецкий меня ударил… Отец Дионисий не только не оказал мне помощь, а продолжил на меня орать, что „всех порежет“, „все мы дормоеды в епархии“, „привыкли только жрать“».
Женщина утверждает, что после этого спустилась, чтобы пожаловаться епископу на его брата, но владыка Иннокентий Васецкий прямо перед носом женщины закрыл дверь в свой кабинет на ключ.
«По словам мамы, ей стало плохо, она практически потеряла сознание, тогда секретарь епархии отец Лев Баклицкий на своей машине отвез маму в больницу. Родственники мне позвонили к вечеру из больницы, сказали, что мама в реанимации в очень тяжелом состоянии, — говорит дочь женщины. — Я живу в Сочи, срочно пришлось приехать. Если честно, ехала уже попрощаться с мамой, но ей стало легче. На следующий день я позвонила в епархию, сообщила секретарю, что приехала, и просила о встрече с владыкой, просила передать, что мать в больнице, ситуация ненормальна, мы не хотим ругаться, а хотим извинений. По телефону с епископом меня никто не соединил, тогда я пришла в епархию, пыталась пройти к владыке, но он меня не принял, хотя прекрасно знал, что я приехала. До сих пор мы не получили ни извинений, ни помощи. Мама пролежала в больнице с 27 декабря 2018 года по 10 января 2019 года. В выписке видно, что у нее ушиб бедра и виска, а также предынсультное состояние».
Дочь помогла матери составить на имя епископа Иннокентия прошение о предоставлении отпуска и выплате компенсации за лечение. Отпуск он одобрил, материальную выплату начислить женщине отказался.
«Мама вышла на работу, но епископ ее сейчас просто игнорирует, даже когда мимо проходит — не благословляет, хотя по сану обязан это делать. Ни он, ни его брат на контакт не идут, — говорит Инна. — Мы написали обращение патриарху Кириллу, но из патриархата получили, по сути, отписку. Им в объяснении епископ Иннокентий вообще написал, что якобы ничего не знал об инциденте, что все это является неправдой. Мы до последнего не хотели никакой огласки, чтобы из-за подобных ситуаций людей не отвращать от церкви, но дело так оставлять нельзя, тем более что для отца Дионисия такое поведение — норма. Он кичится тем, что он брат владыки, поэтому может вести себя как угодно. По моему мнению, он должен быть, как минимум, лишен священного сана…».
В полицию по факту случившегося женщина не обращалась, хотя в выписном эпикризе указано, что ее здоровью причинен вред средней тяжести. Вот как женщина описала свое решение в обращении к патриарху: «… Первое время меня переполняла обида, и было желание подать заявление в полицию о возбуждении уголовного дела…. Но, с другой стороны, я понимаю, что своими действиями могу показать другим прихожанам истинную сущность правящего архиерея и его брата, и это может отрицательно сказаться на имидже церкви… Если не будет проведено справедливое расследование, в очередной раз виновных будут прикрывать, то мне ничего не останется, как обратиться в правоохранительные органы и СМИ…».
Корреспондент Znak.com несколько раз звонил на городские номера Магнитогорской епархии, а также на сотовый телефон секретаря епархии Льва Баклицкого. Дозвониться до священников не удалось.
Судя по сайту епархии, вопросы дисциплинарного характера (без указания конкретики) обсуждались на заседании епархиального управления 19 марта 2019 года.
Иерею Дионисию Васецкому 29 лет. Родом он, как и его старший брат Иннокентий, из Ставрополя.