Малые, большие — дело чуть за спором —
«Вот приедет барин!» — повторяют хором...
Н.Некрасов
Статья А.Миселюка поднимает серьезный вопрос о работе "взбесившегося принтера" —- Верховной Рады.
Некомпетентность, штамповка сырых, непроработанных законов без обсуждения, практически безооговорочное "одобрямс" парламентским большинством, но...
Обращение, как к истине в последней инстанции, к реакции "влиятельных международных партнеров Украины". Вам это ничего не напоминает?
Итак, читаем:
Запад обозначил Зеленскому стоп-линию
Срочно остановить и перезагрузить «взбесившийся притер» Зеленского по штамповке законов в парламенте потребовали представительство Евросоюза в Украине и Канада.
Раньше с критикой безостановочно работающего в Верховной Раде конвейера по «полному одобрямсу» инициатив президента неоднократно выступали внутри самой Украины. Качество работы нового парламента и принимаемых в нём пропрезидентским большинством документов критиковали и авторитетные политики, и юристы, и квалифицированные эксперты. В команде Зеленского эту критику игнорировали. Ссылаясь на ключевое требование президента: в кратчайшие сроки получить и продемонстрировать обществу впечатляющие прорывы.
Однако теперь на отсутствие качественной комплексной работы при разработке законодательных актов (которые будут оказывать существенное влияние на жизнь страны и ее жителей, а также на отношения Украины с другими странами и имидж государства за границей) обратили внимание влиятельные международные партнёры Украины. Заместитель председателя посольства Европейского союза в Украине Анника Вайдеманн и посол Канады в Украине Роман Ващук
раскритиковали ряд положений законопроекта №1008 о внесении изменений в законы о деятельности органов судейского управления. Этот законопроект в Верховную Раду 29 августа
внёс президент Владимир Зеленский.
В письме послов на имя руководителей парламентских комитетов по вопросам правовой политики Ирины Венедиктовой и по вопросам правоохранительной деятельности Дениса Монастырского дипломаты указывают на отсутствие качественной комплексной работы по подготовке законопроекта, а также на целый ряд его содержательных больших недоработок.
Это письмо от 11 сентября фактически стало констатацией того, что предыдущие призывы ЕС, США и других западных партнёров Украины остались в офисе президента Зеленского не услышанными. Точнее говоря, были фактически проигнорированы. Поскольку эти замечания и пожелания уже были озвучены представителями Евросоюза и Соединённых Штатов раньше на заседании комитете Верховной Рады по вопросам правовой политики, где обсуждался законопроект Зеленского №1008.
На этом заседании представители Агентства США по международному развитию подчеркнули, что хотя уменьшение количества судей Верховного Суда и является желательным, но этот процесс нужно проводить с четкими критериями и процедурами. Которые бы уважали судейскую независимость.
А представители делегации Евросоюза в Украине в ходе обсуждения отметили, что применение люстрации к представителям органов судебной власти, которые занимали должности в постмайданный период, выглядит проблематичным с точки зрения предложенного подхода.
«И когда мы ведем речь о реформировании ВККС, то это должно рассматриваться и с точки зрения переформатирования Высшего совета правосудия», — отметили они.
Заместитель главы Офиса Совета Европы в Украине Елена Литвиненко отметила, что законопроект №1008 требует широкого открытого обсуждения для того, чтобы не утратить те достижения, которые уже были сделаны в рамках судебной реформы.
После того, как критические замечания западных партнёров Украины остались без внимания автора законопроекта Зеленского и депутатов представитель Евросоюза и посол Канады были вынуждены выступить уже с открытым письмом. Пока не к автору законопроекта, а к главам двух профильных комитетов.
В этом письме они ещё раз повторили свои критические замечания к законопроекту. А также указали ряд новых. Ключевые требования западных партнёров:
· Беспочвенность сокращение количества судей Верховного Суда и предложение по люстрации членов Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС): «Любое уменьшение количества судей Верховного Суда должно основываться на тщательном анализе его текущей структуры, нагрузки и юрисдикции. Перезагрузка Высшей квалификационной комиссии судей и создание новой комиссии по этике и добропорядочности будет оставаться неэффективным, если не будет перезапущен Высший совет правосудия».
· Роль международных экспертов в процессе оценки судей не должна быть формальной, а ограничение выбора экспертов только из числа членов Общественного совета международных экспертов может быть неприемлемым для международных организаций.
· Необходимо тщательно разработать и внести законопроект №1032 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры». Речь идет о положении относительно прозрачности и подотчетности генерального прокурора. Это будет отвечать расширению полномочий, которые будут полагаться исключительно на генпрокурора, для обеспечения эффективности выполнения этих полномочий и их соответствия европейским стандартам и конституционным принципам.
Лишь при условии выполнении этих требований западных партнёров Украины, отмечается в письме, можно будет говорить о том, что предложенный президентом законопроект «учитывает международные стандарты и гарантирует содержательную роль для международных экспертов».
Поэтому западные дипломаты призывают начать тщательный консультативный процесс по законопроектам 1008 и 1032. И привлечь к нему соответствующих правовых экспертов, гражданское общество и международное товарищество. Резонно указывая, что «наскоро принятые несовершенные законы могут серьёзно подорвать реформаторские усилия, кинуть теть на чистоту намерений нового правительства и привести к непредсказуемым последствиям». В то время как необходимые технические консультации не приведут к большой задержке в процессе принятия этих двух законопроектов. И могут быть организованы на протяжении следующих недель.
Теперь в течение ближайшего времени президенту Зеленскому и его офису предстоит сделать непростой выбор. Или снова проигнорировать
суть претензий к качеству принимаемых в Зе!Раде законопроектов – на этот раз озвученных ключевыми международными партнёрами Украины. Или таки сбавить темп в штамповке «сырых» законов и заняться их необходимой доработкой.