Военный самолет Ту-154 Министерства обороны России, потерпевший крушение в Черном море в районе Сочи, был технически исправен. Об этом вчера вечером в эфире телеканала «Россия 24» заявил глава службы безопасности полетов Вооруженных сил России Сергей Байнетов.
Таким образом, оборонное ведомство практически собственными руками отсекло одну из наиболее предпочтительных версий страшной катастрофы над Черным морем, унесшей жизни 92-х граждан Российской Федерации.
Верно ли на самом деле, это утверждение, или нет, предстоит решать следователям и многочисленным экспертам, брошенным на расследование воскресной катастрофы. Всем остальным, остается либо довериться доводам специалистов (которые в течении вчерашнего дня разнились с точностью до наоборот), либо попытаться самим сопоставить имеющиеся неоспоримые факты. Не исключено, что в обозримой перспективе, это будет единственным способом найти хоть какое-то объяснение произошедшему, а заодно и задуматься о его последствиях.
Зачем это нужно? Наверное, затем, чтобы попытаться найти правду, стремление к которой всегда было свойственно человеку разумному.
От версии до диверсии
На данный момент следствием рассматривается сразу несколько версий произошедшего:
— техническая неисправность самолета
— фактор погоды
— человеческий фактор (ошибка пилотов/диспетчеров)
— теракт
Еще раз отметим, что мы не пытаемся выдвигать собственных версий, а лишь оцениваем и сопоставляем уже существующие.
Техника и погода
Итак, если верить словам Сергея Байнетова, а оснований им не доверять нет ни каких, первая причина — техническая неисправность является маловероятной. Ту-154 — машина довольно старая, но при этом, крайне надежная. Учитывая большое количество выпущенных самолетов данной марки, число произошедших с ним аварий весьма значительно. Однако, в относительном выражении оно ни в коем случае не является аномальным, как у некоторых других, менее удачных машин. Более того, даже беглый анализ происшествий с Ту-154 (все данные приведены на странице, посвященной Ту-154 в Википедии) приведших к их гибели, говорит о том, что они имели мало общего с тем, что уже сейчас известно о происшествии с самолетом Минобороны.
Нет оснований грешить и на отказ двигателя, или попадание в него птицы. Ту-154 оснащен стазу тремя двигателями, что исключает возможность катастрофы, при выходе из строя одного из них. Даже лишившись одновременно двух двигателей (что маловероятно), Ту-154 вряд ли бы моментально разрушился в воздухе, как это (судя по комментариям специалистов), произошло с самолетом МО РФ.
Погодный фактор также, скорее всего, следует отмести, так как погода в момент аварии, по сообщениям всех источников, была вполне пригодной для взлета самолетов подобного класса.
Человеческий фактор
Что касается человеческого фактора, который, рискнем предположить, и будет объявлен истинной причиной катастрофы, то здесь также возникает множество поводов для сомнений. Во-первых, как буквально вчера заявляли многие специалисты, пилоты Минобороны имеют достаточно высокую квалификацию и большой опыт управления данным типом самолетов. Да и к тому же, основные «базовые сценарии» авиакатастроф по вине экипажа давно и хорошо известны и мало похожи на сценарий вчерашней аварии. Ту-154 — довольно простая и удобная в управлении машина и чтобы «уронить» ее по ошибке, экипажу необходимо приложить определенные «старания», к тому же на протяжении относительно продолжительного времени. Самолет же МО РФ погиб практически моментально.
Бомба, или ПЗРК?
Версия же теракта, несмотря на кажущуюся невозможность такого сценария (учитывая статус борта), неожиданно начинает смотреться весьма правдоподобно.
Прежде всего, бросается в глаза сходство с прошлогодней катастрофой российского пассажирского лайнера над Синаем, когда связь с самолетом оборвалась также моментально и неожиданно, как и вчера над Сочи. Оба самолета практически сразу разрушились в воздухе, при полном отсутствии указаний на попытки экипажа спасти борт.
И в первом и во втором случаях, в сценарии катастрофы просматриваются признаки взрыва на борту. С той лишь разницей, что в первом он уже доказан.
Весьма разумно и квалифицировано прокомментировал эту версию в своем интервью РБК председатель общественного совета при межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета России Сергей Груздь. По словам эксперта, на самолет могло быть оказано внешнее воздействие: самолет могли атаковать из переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК), или в его салоне могло сработать взрывное устройство.
Свою версию Сергей Груздь объясняет тем, что в случае технических неполадок на борту экипаж успел бы сообщить об инциденте на землю, но в случае с крушением Ту-154 никаких сигналов диспетчерам на поступало, а его связь с землей пропала практически мгновенно.
По мнению эксперта, версию теракта нельзя опускать именно из-за особенностей пропускного режима в Чкаловском, откуда начал свой роковой рейс Ту-154. По его словам, на аэродромах такого типа, где наряду с воздушными судами гражданских авиакомпаний находятся пассажирские самолеты Минобороны, МЧС и спецслужб, существует особый порядок пропуска пассажиров на борт. И если в обычном гражданском аэропорту людей перед вылетом несколько раз досматривают, а также тщательно проверяют багаж и верхнюю одежду, то к полету служебным бортом пассажиров могут допустить, лишь сверив их фамилию со списком на посадку.
Высказывается экспертами и версия передачи кому-то из пассажиров или членов экипажа «посылки» с заложенным в нее взрывным устройством, якобы для кого-то из находящихся в Сирии. Передать роковую «посылку» злоумышленники могли, как в Чкаловском, так и в Адлере во время дозаправки самолета.
Версию с воздействием «внешнего фактора» подтвердил «Ридусу» и пилот гражданской авиации Владимир Кормузов. «С учетом тех погодных условий и с тем, что самолет принадлежал Министерству обороны, а также то, что он направлялся в Латакию и имея в виду обстановку в мире, это могло быть и внешнее воздействие», — отметил Кормузов.
Технические проблемы
5.0% (4)
Человеческий фактор
1.3% (1)
Внешнее воздействие
87.5% (70)
Не согласен ни с одной
6.3% (5)
Проголосовало
80
человек
(Для голосования нажмите на соответствующую вашему выбору строку)