Под Пензой разбился легкомоторный самолет. Авиакатастрофа не стала резонансным событием, но является типичной для отечественной авиации общего назначения. Безопасность ее полетов необходимо повышать. © wikimedia.org
Накануне в 10 часов 33 минуты по московскому времени в Пензенской области в 3 км от населенного пункта Матчерка Заметчинского района при выполнении авиационно-химических работ разбился легкий самолёт Х-32 «Бекас». Воздушное судно задело провода ЛЭП с последующим столкновением с землей. Самолет, принадлежавший ООО «Союз-Агро», полностью разрушился. Пилот — мужчина 1957 года рождения — получил тяжелейшие травмы и погиб на месте. Приволжским следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека»). Х-32— легкий многоцелевой самолёт. Разработан харьковскими авиаконструкторами, выпускается серийно с 1993 года. Самолет создавался как учебно-тренировочный, но сейчас в основном применяется в сельском хозяйстве, достаточно популярен в авиации общего назначения (АОН). Разбившаяся под Пензой модификация самолета называется «Выша».
© penza-press.ru
«Полёт выполнялся в воздушном пространстве класса „G“ в зоне ответственности Самарского зонального центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД РФ). План полета (уведомление) в органах организации воздушного движения отсутствовал», — сообщили «Ридусу» в пресс-службе ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Там добавили, что, к большому сожалению, авиационные происшествия с воздушными судами малой авиации (АОН) фигурируют в сводках почти каждый день: С начала мая это уже третья подобная авиакатастрофа, а всего только в текущем месяце зафиксировано 15 крайне неприятных авиационных событий с участием авиации общего назначения. „Партизанские“ полеты без планов и уведомлений, представляющие угрозу не только для тех, кто находится на борту легких ВС, но и для самолетов гражданской и государственной авиации, происходят регулярно.
В этот же день в зоне ответственности Екатеринбургского центра ЕС ОрВД произошло нарушение запретной зоны легкомоторным воздушным судном на высоте примерно 500–1000 м. Пролет борта с земли наблюдали военные. По документам, в данное время в указанном районе находился только самолет С-182Р, следующий согласно флайт-плану с посадочной площадки Караишево (район Казани) на посадочную площадку Калачево (район Челябинска). Данный борт не должен был залетать в запретную зону, однако вполне мог просто «заблудиться», если пилот не воспользовался услугами провайдера аэронавигационного обслуживания. Проводится разбирательство.
7 мая под Москвой силы ПВО были готовы сбить неопознанный легкий самолет, совершавший полет в столичном регионе без уведомления органов ЕС ОрВД. Впрочем, ВС удалось совершить посадку на аэродроме Мячково. По итогам разбирательства стало ясно, что КВС при радиообмене с диспетчером просто ошибся в своем собственном позывном, из-за чего его не могли идентифицировать. На самом деле он летел на другом самолете, на который план полета был.
6 мая район в районе санкт-петербургского аэропорта Пулково в 15 км северо-западнее взлетно-посадочной полосы появилась отметка от неопознанного ВС. Через пару минут неизвестный легкий самолет, летящий параллельным ВПП курсом в восточном направлении, был обнаружен визуально на высоте 300–350 м. По команде диспетчера заходящий на посадку Bombardier Challenger (регулярный рейс Воронеж — Санкт-Петербург) был отправлен на второй круг, чтобы избежать возможного конфликта с «НЛО». После повторного захода региональный джет совершил благополучную посадку. О полете неопознанного ВС было сообщено в транспортную прокуратуру и полицию. Идет расследование.
указал причины сложившейся ситуации — правовые недоработки и отсутствие культуры управления легкомоторными самолетами. В противном случае отечественной АОН не удастся избавиться от репутации «авиации убийц», имеющейся у нее в профессиональных кругах.