Еще 4 августа на руднике «Мир» случилась трагедия: вода прорвалась и начала затапливать горизонты, где добывали кимберлит. Людей срочно эвакуировали, но восемь горняков остались под землей. «Труд» разбирается в том, почему гражданам ничего не рассказывают о ходе спасательной операции.
В районе города Мирный, российской алмазной столицы, на руднике «Интер», внутри кимберлитовой трубки вырублены подземные горизонты, напоминающие столичное метро, — рельсы для вагонеток и проезды для спецтехники, широкие проходы, высокие своды. Понадобилась бы немаленькая река, чтобы затопить огромный подземный город, к тому же вода не только приходит, но и уходит вниз. Не надо быть большим специалистом, чтобы понимать: шансы спасти людей велики, отмечает «Труд». Однако что мы видим и знаем о ходе спасательной операции? Да практически ничего. Вот разве что в субботу информагентства сообщили: главы МЧС и Якутии доложили премьеру о происшествии. Далее сообщения о поручениях власти, о компенсациях, об увольнениях... Между тем, под землей уже шестой день люди, их же надо спасать! Как это делается, какими силами, удалось ли откачать воду из горизонта, где случился прорыв? И что конкретно делают для спасения человеческих жизней те, кому этим положено заниматься по профессии и по должности? Вопросов много, а ответов мало.
Судя по расшифровке аудиозаписи встречи чиновников, спасателей и представителей «Алросы» с родными тех, кто заблокирован внутри рудника «Мир», к такой аварии просто не были готовы. И сейчас, спустя столько дней, не готовы тоже. Вот уже прямое обвинение от одной из жен: «Был же первый прорыв воды — весь город говорил, и все равно людей туда отправили. Потому что теряются миллиарды. Теряется план, теряется джип у начальства, теряются Майами всякие. А вот тут восемь мужиков простых сидят, у которых зарплата, извините, 70 тысяч. Ничего не делается, ничего!..»
Пока официальные лица молчат на этот счет, как рыбы, люди в соцсетях делятся своими догадкам касательно трагедии. Так, по мнению кандидата технических наук Федора Горюнова, эксперта по обучению инженеров переходу из открытого в подземный способ добычи полезных ископаемых, роковую роль могла сыграть недостаточная толщина защитного слоя между дном карьера и подземными выработками. Она должна составлять не менее 85 метров, но надо помнить о том, что в этом слое тоже остаются алмазы. «Приблизительная выгода от разработки слоя — около 700 млн долларов, — считает эксперт. — Конечно, оставить такое богатство в земле жалко, но этого требует техника безопасности» («Что с рудником? Он утонул»).