«Радиоактивный выброс» на западе Казахстана, вызвавший панику в Европе, действительно произошел. Только он был не радиоактивным, а информационным, убежден эксперт по ядерной безопасности. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Радиоактивные выбросы, произошедшие на территории Казахстана, начали выпадать в Европе, перенесенные туда восточными ветрами, бьет тревогу французский институт радиационной безопасности IRSN. IRSN определил, что источником выбросов стала не авария на АЭС, а, скорее всего, утечка ядерного топлива (изотоп рутений-106) из хранилища либо халатное обращение с радиоактивными материалами, применяемыми в медицине. Институт определил источник радиации по изучению ветров, которые принесли ее в Европу, сообщает Reuters. Анализ показывает, что источник расположен в междуречье Волги и Урала.
«Ядерная атака» с Востока в воображении британской прессы
Рутений-106 — относительно недолгоживущий изотоп, период его полураспада составляет около года. Это не радиоактивный выброс, а информационный вброс, рассчитанный на обывателя, иронизирует директор компании «РЭСцентр» (Санкт-Петербург) Михаил Рылов. «Это чушь собачья, которую вбросили и раскручивают по причинам, которые мне непонятны. Рутений используют как радиоактивную метку в различных экспериментах, технологических и медицинских. Когда я услышал эту новость, я немедленно связался с нашим радиоинститутом, и мне сказали, что рутений в значимых количествах нигде не используется, ни в России, ни в Казахстане, ни на Украине», — сказал он «Ридусу».
Выброс значимого количества изотопа — то есть такого, какой можно будет зафиксировать существующими средствами мониторинга — может произойти при какой-то аварии на комбинате масштаба челябинского «Маяка», соглашается эксперт. 29 сентября 1957 года на химкомбинате „Маяк“ произошла авария, которая впоследствии была названа „Кыштымской трагедией“. Это третья по масштабам катастрофа в истории ядерной энергетики после Чернобыльской аварии и аварии на АЭС „Фукусима“. В емкости для радиоактивных отходов произошел взрыв. От радиационного облучения в течение первых десяти дней погибли около 200 человек, более 250 тысяч — пострадали. «Только тогда бы вместе с рутением произошел бы выброс еще других изотопов, и в гораздо больших количествах. Как же французским экспертам удалось заметить один рутений?» — удивляется он. Конечно, остается вариант, что где-нибудь в Атырау в каком-нибудь мединституте просто выбросили на свалку запасы рутения или его раствор. Что-то при этом, конечно, попадет в атмосферу. Но это будут количества, которые существующие системы радиационного контроля зафиксировать не могут уже на расстояниях, превышающих несколько километров от места заражения, подчеркивает Рылов. «Зачем поэтому французский институт верит заявлениям каких-то неназванных „экспертов“, да еще распространяет их по мировых информационным агентствам, — это вопрос уже не научный, а политический, а это — не ко мне», — заключает он. Ранее правительство Германии утверждало, что источник радиации расположен на территории России. Председатель Межведомственного научного совета по радиохимии при Президиуме РАН и ГК «Росатом» Борис Мясоедов тогда отверг эти обвинения. Сейчас европейцы их «скорректировали», указывая уже на Казахстан как на возможный источник радиационного выброса.