Обезьяны с ракетами: 15 лет назад Украина сбила российский Ту-154
По злой иронии судьбы, годовщина уничтожения пассажирского самолета российской авиакомпании «Сибирь» украинской ракетой в 2001 г почти совпала с датой публикации международного доклада, где Россию обвиняют в уничтожении малайзийского самолета.
Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолёт Ту-154 был ошибочно сбит украинской ракетой, запущенной в ходе проводившихся совместно с Черноморским флотом России в Крыму учений.
Глава министерства обороны Украины Александр Кузьмук принёс извинения за случившееся. Президент Украины Леонид Кучма признал ответственность Украины за инцидент и отправил Кузьмука в отставку.
Халатность, помноженная на халатность
«Когда проводятся учения, военные в обязательном порядке объявляют закрытой для полетов ту или иную зону. Подумать, что получив информацию о закрытии зоны, диспетчеры пошлют туда пассажирский самолет, практически невозможно. Это запредельная халатность», говорит управляющий директоржурнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин.
И в случае с российским Ту в 2001 году, и с малайзийским Боингом в 2014-м, самолеты были сбиты с земли ракетой. Какой бы ни была халатность авиадиспетчеров, она никак не оправдывает и военных. Ведь присказка Александра Суворова «пуля — дура» в полной мере распространяется и на зенитные ракеты.
Дураками не должны быть их командиры и огневые расчеты. К сожалению, проверять на умение принимать решения и тестировать профессионализм тех, кому доверено нажимать на кнопку, в вооруженных силах любых стран не всегда хватает времени.
© wikimedia.org
«В условиях стресса оператор ракетного комплекса С-200, вероятно, не провел до конца все процедуры, чтобы отличить учебную цель от гражданского самолета. И ответственность за последствия лежит целиком на командире и операторе ЗРК», — говорит Пядушкин.
Трагедия над Крымом в 2001 году, по всем имеющимся данным, случилась именно по вине военных — которые это и признали (в то время украинские и российские военные еще имели мужество признавать свои ошибки).
Самолет «Сибири» шел вне закрытой зоны, однако эта зона не покрывала собой дальность поражения С-200.
«Российский Ту занимал эшелон 11,000 метров. Авиакомпания получила данные о том, что размер закрытой зоны ограниченна меньшей высоте. Почему украинская ракеты вышла за его пределы — это на совести тех, кто ее запустил. Но совершенно понятно, что сбивать пассажирский самолет преднамеренно украинские военные в 2001 году не собирались», говорит Пядушкин.
Из какого места растут руки у украинских ракетчиков
В инцидентах такого рода вина однозначно лежит на военных, более категорично утверждает директор компании «Инфомост» Борис Рыбак.
«На любом самолете в мире, если это не миссии с целью воздушной разведки, непрерывно работают транспондеры, которые рассылают во всех направлениях опознавательные сигналы воздушного судна. Не получить такой сигнал, не считать его операторы ЗРК не могли — их ракета иначе просто не увидела бы цель. И то, что получив сигнал транспондера и, соответственно, опознав объект как гражданский лайнер, расчет ЗРК ввел координаты самолета в качестве мишени, говорит о крайне низкой степени боевой подготовки этих военных», — сказал он «Ридусу».
© wikimedia.org
Несмотря на появившуюся сразу же после катастрофы над Крымом «народную аналитику», что «хохлы нарочно сбили самолет москалей, перевозивший жидов», версия преднамеренной атаки на лайнер «Сибири» никем всерьез никогда не рассматривалась.
По сути, убрав за скобки многочисленные технические нюансы, версий всегда было только две: низкий профессионализм украинских ракетчиков и чудовищно низкий профессионализм украинских ракетчиков.
«Ведь получается, что-либо расчет ЗРК не сумел считать сигнал и отличить пассажирский Ту-154 от мишени, либо ракетчики понятия не имели о правилах наведения ракеты, которой они управляли. Они целили в мишень, но система самонаведения почему-то навелась на совсем другой объект. Вот в этом „почему-то“ и зарыта собака», — говорит эксперт.
Вернуться назад