DataLife Engine > Происшествия > Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО

Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО

Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО

Разрабатываемый стратегический ракетоносец будущего - перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) должен нести как можно больше оружия, быть незаметным и использовать любые аэродромы, об этом заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов. Машина может быть представлена уже в 2018 году и по своим характеристикам существенно превзойдет существующие бомбардировщики.
Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО

- Он должен как можно дольше баражировать, находиться на дежурстве в воздухе, взлетать и садиться с практически любых аэродромов, иметь хорошую грузоподъёмность, чтобы нести как можно больше оружия, быть незаметным, - раскрыл детали проекта замминистра. - А требования, скажем, к скорости полёта уже не так актуальны при наличии новых характеристик у авиационных средств поражения.
Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО

Два первых абзаца текста – взяты из сообщений информагентств, которые были переданы в ходе визита Юрия Борисова на Казанский авиационный завод. Там замглавы Минобороны, не впервые, но очень конкретно высказался по поводу создания нового бомбардировщика для российских Воздушно-космических сил. Поводом для этого стало начало сборки корпуса первого – обновленного бомбардировщика Ту-160М2. Эта машина должна стать промежуточным звеном между сегодняшней дальней авиацией и той, что появиться у нас вместе с ПАК ДА. Важность события в том, что впервые с начала 80-х годов прошлого века авиастроители начали «варить» титан – сверх легкий и сверхпрочный материал. Собственно с его использованием строились фюзеляжи всех стоящих на вооружении российских Ту-160. Без навыков умения с ним обращаться не будет и ПАК ДА.
Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО

Впрочем, нового в будущей машине еще много. Перечисление можно начать с того что перспективный бомбардировщик будет выполнен по нетрадиционной для российской авиации схеме летающее крыло. В этом плане он станет очень похож на американский Northrop B-2 Spirit - тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик. «Летучая мышь» в российском исполнении получит не только титановый фюзеляж, но и очень большое количество композитных – пластиковых деталей. Об этом можно судить по успехам реализации программы создания пассажирского лайнера МС-21. Этот самолет стал первым в России, в конструкции которого используется удлиненное крыло, выполненное из сверхпрочного и сверх легкого пластика. Для лайнера это дает улучшенные по сравнению с американским Boeingили европейским Airbus характеристики по экономичности. Для ПАК ДА - возможность создания фюзеляжа с ранее недоступными аэродинамическими возможностями.
Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО

Возможно именно поэтому Юрий Борисов говорит о том, что «требования к самолётам дальней авиации меняются» - им больше не надо прорываться через эшелонированную оборону противника развивая сверхзвуковые скорости и выходить в ближний космос. Это делал Ту-160 и будет делать новый Ту-160М2. ПАК ДА в отличие от них станет небесным тихоходом. Машина будет дозвуковой. То есть такой же по скорости, как Ту-95 созданный еще в 60-х годах прошлого века. У Юрия Борисова на это есть резонное объяснение: «Ракеты начинают стрелять дальше, быстрее, на подходе гиперзвук, поэтому мы не выдвигаем уже к самолётам перспективного облика дальней авиации таких серьёзных требований к его лётно-техническим характеристикам». Можно добавить, что и к экономике процесса – дозвуковая машина на порядок дешевле в эксплуатации, чем сверхзвуковая.
Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО

Дозвуковой ПАК ДА будет не просто дешевле. Ему не придется прорывать оборону противника выходя в ближний космос и развивает скорости в две тысячи километров в час. Он станет воздушным арсеналом, будет неспешно барражировать воздушное пространство России, неся на себе смертоносный запас дальнобойных крылатых ракет. Например, такие, как Х-101 и Х-555. Дальность их полета - от 3 до 5 тысяч километров. Или новой, о которой, пока говорят, что по своим характеристикам она превзойдет все, что было известно до сих пор. Для понимания. В истребительной авиации та же тенденция. Истребитель пятого поколения F-22 Raptorимеет сверхманевренность, сверхзвуковую скорость полета, но воевать будет не в ближнем бою пушками, а ракетами, не входя в зону действия систем ПВО противника.
Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО

Как отметил замглавы военного ведомства, производство ПАК ДА пойдет следом за восстановлением Ту-160 в новом облике. То есть за Ту-160М2. При этом перед промышленностью поставлено требование повторного использования оборудования и технологических подходов, чтобы два раза не платить за подготовку производства и разработку.
- Бортовое радиоэлектронное оборудование, которое мы планируем на Ту-160М2, максимально должно перекочевать на ПАК ДА, - говорит Борисов. - Естественно, корпус самолёта и двигатели будут другие, но там, где можно унифицировать и сэкономить на подготовке, мы будем делать это с целью удешевления этих проектов.
Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО

«Удешевление» - пожалуй, главная тенденция при создании ПАК ДА. Это еще одна параллель, но уже с американцами. Начав разработку перспективного бомбардировщика Next Generation Bomber еще в 90-х годах, Вашингтон ожидает реальных результатов работы не ранее 2035 года. Российский вариант - ПАК ДА - КБ «Туполева» начался в 2008 году, но, как ожидается, темпы его создания вряд ли будут «стахановскими». Причина этого в отсутствии насущной необходимости в его появлении и гигантской цене проекта. В США только на опытно-конструкторскую работу по NGB планируют потратить не менее $10 млрд. Сколько будет стоить программа в итоге, в США даже не берутся судить. Нашу разработку, пока, оценивают в $35 млрд.
Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО

Кроме того, учитывая нереальность возникновения военного конфликта в котором нам потребуется такой бомбардировщик, Минобороны вряд ли будет форсировать выделение денег на ПАК ДА. Как говорят военные, боевой потенциал Ту-160 сегодня используется лишь на 60 процентов. Американский бомбардировщик В-52 или наш Ту-95 хотя по форме и устарели, но после ряда модернизаций (полной замены электроники, двигателей, систем вооружения) будут служить еще 40 лет. Наши Ту-160 с индексом «М2» вообще отодвигает ПАК ДА за горизонт. В любом случае его будут создавать с оглядкой на реальную опасность. Для нас это Next Generation Bomber. Пока не появиться он. В общем-то, не взлетит и наша «мышь». Это позволит не только сэкономить средства, не повторяя чужих ошибок, но и сделать машину более современной, пользуясь тем, что она рождается позже.
Автор: Дмитрий Литовкин
Фото: Алексей Иванов ТРК Звезда / Сергей Мамонтов РИА Новости / tupolev.ru / af.mil
Небесный тихоход ПАК ДА, или как «порвать» американскую ПРО



Вернуться назад