Фото: DmyTo / Shutterstock.com
Польша внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции о признании Волынской резни геноцидом поляков. После того как Сейм Польши признал украинский национализм преступной идеологией и ввел уголовную ответственность за отрицание преступлений бандеровцев, резолюция ООН — новый этап в борьбе поляков против украинского национализма. Варшава переносит эту борьбу на международный уровень и становится тем самым второй после Венгрии граничащей с Украиной страной ЕС, которая объявляет Киеву дипломатическую войну.
Летом позапрошлого года Польша признала Волынскую резню геноцидом польского народа украинскими националистами. На прошлой неделе польский Сейм сделал следующий логический шаг. Бандеровская идеология была признана преступной, ее пропаганда в Польше запрещена, а за оправдание преступлений бандеровцев введена уголовная ответственность с возможностью лишения свободы сроком до трех лет.
Новое решение Варшавы по отстаиванию своей исторической памяти еще больше осложнит польско-украинские отношения как на официальном, так и на «народном» уровне.
Во-первых, все высшие должностные лица сегодняшней Украины исповедуют идеологию украинского национализма и оправдывают преступления бандеровцев. От украинских министров и депутатов Верховной рады постоянно слышны заявления:
— «свидомые» украинцы в составе специализированных подразделений СС — это «справжние» патриоты, которые воевали за независимость своей страны;
— УПА (Украинская повстанческая армия, запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru) убивала поляков в ответ на убийства украинцев;
— нужно еще доказать вину бандеровцев в организации Волынской резни: может, поляков убивали не они, а русские, переодетые в форму УПА, и прочее в таком же духе.
Польское государство в отношении этих деятелей оказывается перед дилеммой: то ли запретить им всем въезд в страну, то ли впустить и посадить на срок до трех лет.
В любом случае нормальных межгосударственных отношений между Киевом и Варшавой после принятия нового закона не будет.
Во-вторых, в Польшу едут не только украинские правительственные делегации, но и простые украинцы, спасающиеся в соседней стране от последствий «европейского выбора». По различным данным, в Польше сейчас находятся 1,5–2 миллиона украинцев, а в ближайшие несколько лет эксперты прогнозируют переселение в Польшу до 5 миллионов граждан Украины.
Польские политики открыто говорят, что не позволят, чтобы вместе с украинцами в Польшу эмигрировал украинский национализм. «Не хотим этого в Польше; хотим, чтобы к идеологиям, которыми до сих пор Институт национальной памяти занимался в области образования, противодействия и наказания, кроме нацистской, гитлеровской и коммунистической принадлежала также идеология украинских националистов и украинских формирований, сотрудничавших с Третьим германским рейхом», — говорит один из авторов законопроекта о криминализации бандеризма, депутат Сейма от партии «Кукиз’15» Томаш Жимковский.
Теперь украинцам, которые вздумают славить на территории Польши Степана Бандеру, грозит тюрьма. В Варшаве дали понять, что распространения у себя бандеровской идеологии они не допустят. И не только у себя.
Польша внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции о международном признании геноцидом массовых убийств поляков украинскими националистами в годы Второй мировой войны.
Документ, разработанный лидером партии «Национальное движение» депутатом польского Сейма Робертом Винницким, состоит из восьми пунктов. В них указывается на легализацию и восхваление на Украине неонацистских националистических организаций, рост их влияния на внутреннюю и внешнюю политику Украины.
Республика Польша требует запрета и роспуска таких ультраправых группировок, как ОУН, УНА-УНСО, С‑14, «Тризуб им. Степана Бандеры» (деятельность данных организаций запрещена в России — прим. RuBaltic.Ru) и прочие, а также суда над их членами. Польская сторона требует от властей Украины, чтобы они отказались от героизации украинских националистов и предали их международному трибуналу.
Украина должна признать свою ответственность за «преступления, совершенные украинскими националистами в годы Второй мировой войны», официально покаяться за террор бандеровцев и осудить героизацию нацизма.
Правовыми основаниями для польской резолюции названы резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о недопущении актов геноцида и наказании за них (1948 год) и о неприменимости временных ограничений в отношении военных преступлений и преступлений против человечности (1968 год). В соответствии с этими резолюциями польская сторона призывает признать убийства поляков на Волыни и Галичине актами геноцида и судить организаторов этого геноцида.
Польская инициатива в ООН — это объявление дипломатической войны Украине; Варшава переносит свое историческое противостояние с Киевом на глобальный уровень и будет добиваться международной солидарности в своей борьбе с украинским национализмом.
Польша уже вторая граничащая с Украиной страна ЕС, которая переносит свой конфликт с Киевом на уровень наднациональных институтов. Первой была Венгрия, которая обещала блокировать любые шаги по интеграции Украины в Западный мир до тех пор, пока не будут гарантированы права венгерского населения в Закарпатье и отменен закон об образовании, по которому все венгерские школы должны быть переведены на украинский язык. Свое слово Будапешт держит: уже дважды блокировал работу Совета Украина — НАТО.
Варшава настроена не менее решительно. Проект резолюции о признании Волынской резни геноцидом — первая инициатива Польши в рамках ее непостоянного членства в Совете Безопасности ООН в 2018–2019 годах (которое, кстати, к ней перешло как раз от Украины). Угроза «не пустить Украину с Бандерой в Европу» теперь дополнена угрозой развернуть международную кампанию по осуждению Киева.
Правящим в Киеве националистам предстоит отбиваться до последнего.
Если ранее они не смогли пойти навстречу своему главному «адвокату» в Европе и отказаться от героизации бандеровского движения, то запретить, распустить и отдать под суд ультраправые бандформирования, которые привели их к власти в 2014 году, не смогут и подавно.
Спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер и тот недавно признал, что «Украина стала страной, в которой большое влияние приобрело крайне националистическое меньшинство». Это меньшинство настолько влиятельно, что команда президента Порошенко предпочитает разрушать отношения с соседями и ставить под удар европейскую интеграцию, лишь бы сохранить лояльность вооруженных националистических группировок. А тут эти группировки предлагают запретить и разогнать. Еще вопрос, кто кого разгонит.
Так что пространства для компромисса с Варшавой у Киева нет. Отношения Польши и Украины будут деградировать по нарастающей. А благодаря проекту резолюции ООН арбитром в их споре станет весь мир.
Александр Носович