Менее чем за две недели сирийские боевики сбили российский истребитель Су-25, курды сбили турецкий вертолёт в небе над Африном, а иранцы сбили два израильских боевых самолета. Что будет после этих столкновений?
На сирийской земле мы наблюдаем три противостояния: США против России, Израиль против Ирана, «Хезболла» и другие вооружённые группы против «Сирийской свободной армии».
Наиболее опасной остаётся перспектива эскалации ирано-израильского противостояния, поскольку Турция не пойдёт на эскалацию, и с ней можно выстраивать отношения в зоне боевых действий. Недавняя череда событий, возможно, изменила правила противостояния. Израиль бомбил и убивал иранцев, а после ожидал наказания со стороны боевиков «Хезболлы» и других групп.
Соединенные Штаты также убили 100 членов иранских отрядов милиций, так как они напали на проамериканских курдских ополченцев. Россия и Иран, похоже, хотели нанести удар по Израилю в рамках новых правил игры. Израиль был разгневан, когда небольшой иранский беспилотник вошёл в его воздушное пространство, и ответил бомбардировкой позиций членов Корпуса стражей исламской революции, которые осмелились сбить два израильских самолета. Подобно тому, как Вашингтон отрицал, что был осведомлён о действиях своих союзников, Москва отрицала, что сыграла определенную роль в инциденте с крушением двух израильских самолётов! Это невозможно.
Сегодня ведётся большая дипломатическая работа за закрытыми дверьми между Вашингтоном, Москвой, Тель-Авивом и Тегераном: участники либо стремятся урегулировать разногласия и утвердить правила игры, и тем самым избежать расширения военной конфронтации, либо они хотят начала прямого противостояния между Ираном и Израилем. Иран слабее Израиля и не может его победить, однако он способен нанести ему значительный ущерб. В частности, в его распоряжении армия иностранных новобранцев, которых Тегеран готов бросить в бой. Ее численность оценивается в более чем 50 тысяч человек, это выходцы из Ливана, Ирака, Афганистана и других стран.
Израиль, как и Турция, опоздал с вмешательством и заплатил цену за принятие «балконной политики» — безучастного наблюдения за гражданской войной в соседней Сирии, полагая, что она истощит его противников. Как и Турция, он позволил Ирану расширить своё влияние, построить свои базы, развернуть вооружённые отряды и использовать российскую поддержку с воздуха. Теперь же Турция и Израиль жалуются, что война стала угрожать их безопасности и стабильности. Мы не видим возможности обеспечения длительного затишья в Сирии: столкновения между различными силами более вероятны. Ситуация сложилась таким образом, что каждому игроку будет очень сложно выйти из игры без потерь. Иранские ополченцы повсюду и становятся все сильнее. Они хотят править Сирией, используя слабость режима Асада, утратившего большую часть своей военной мощи и нестабильность в области безопасности.
Нельзя сказать, что нынешняя ситуация приняла чрезвычайный характер, как может показаться на фоне заявлений, последовавших за падением двух израильских самолетов. Вспомним, что Тель-Авив ведет переговоры, разрабатывает план действий в отношении иранской оккупации в Сирии, и этот вопрос был основным предметом обсуждения на встречах израильских официальных лиц с российскими и американскими чиновниками в течение последних нескольких месяцев.
Что бы ни говорили, то, что произошло, не было неожиданностью, и взаимные удары по самолётам совершаются в рамках конфликта между крупными и средними державами, затронувшего как сирийскую территорию, так и воздушное пространство страны. Все отрицают, но в действительности все обстоит иначе. Девять дней назад, когда сирийская вооруженная оппозиция сбила российский самолет над Идлибом, представитель Пентагона заявил, что Соединённые Штаты причастны к этому и поставили своим союзникам в Сирии ракеты класса «земля-воздух». Россия также отрицает, что имеет какое-либо отношение к крушению израильских истребителей. Иран отрицает, что направил беспилотник в израильское воздушное пространство, заявив, что это сделали силы сирийского режима, и они же выпустили ракеты, которые сбили израильские истребители. Дело в том, что каждый является участником этой войны, и все эти события зарывают в могилу достижения сочинского конгресса. Решение проблемы в Сирии состоит в том, чтобы вывести из страны силы иранского режима и его отряды, а также найти взаимоприемлемое политическое решение для всех воюющих сторон.