© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus
Телеведущая Опра Уинфри для американцев (и канадцев, которые существуют в едином с США информационном поле) чем-то сродни сразу и Алле Пугачевой, и Ксении Собчак, если какой-нибудь вивисектор взялся бы сделать из них гибрид. Опра хоть и не женщина, которая поет, но она вполне может поспорить с российской Примадонной по длительности пребывания «на сцене» (на телеэкранах) и по влиянию на умы (а больше — на эмоции) своих зрителей. С Ксенией же Собчак, которую Опра Уинфри старше на поколение, американку роднит не спадающая с возрастом энергия и боевая готовность конвертировать свою телевизионную популярность в политический капитал.
Призрак Опры
Через пару месяцев после того, как российская телеведущая объявила о своих президентских амбициях, то же самое сделала и ее американская коллега. Хотя у чернокожей американки для этого в запасе на пару лет больше, чем у Ксении Анатольевны, разумные люди готовят сани летом.
Готовь сани летом: до выборов еще почти три года, но предвыборные плакаты Опры уже готовы
Правда, на вопрос о том, насколько решение Опры продиктовано разумом, а насколько — телевизионной привычкой «выезжать на впечатлении», не могут сейчас точно ответить даже ее официальные представители, что уж говорить про обывателя.
В США и Канаде Опра Уинфри — в каждой бочке затычка. Любая торговая точка из кожи вон лезет, чтобы разместить в витринах товар, украшенный яркой открыткой Oprah’s Choice («Выбор Опры»). Журналы (преимущественно женской тематики) регулярно публикуют «Советы от Опры» на любые темы, от рецепта яблочного пирога до того, в какой цвет покрасить стены в спальне. Впрочем, у самой Опры есть и собственный «глянец», который без лишних мудрствований так и называется — The Oprah Magazine. Ее имя — само по себе торговая марка. Для североамерканского потребителя это почти то же самое, чем для советского человека был знак качества. «Ее и у нас в Канаде, и с югу от границы очень любят. Люди приходят домой и с порога включают ее программу, почти на автомате, как кондиционер. Ее еще и очень уважают — прислушиваются к ее мнению про политику, книги, здоровье и так далее», — сообщила «Ридусу» журналистка из Ванкувера Лена Смирнова.
Будет ли Опра теперь давать еще и советы, как грамотно вести президентскую кампанию, сказать сложно: ведь одно дело — бойко чесать языком на не самую притязательную аудиторию, и совсем другое — вести переговоры не под камеры со спонсорами, которым Уинфри в Белом доме нужна вовсе не за ее красивые глаза и умение грамотно подобрать макияж к платью.
Как Дональд Трамп подлизывался к Опре Уинфри
Ирония судьбы заключается в том, что Опру Уинфри еще в 1999 году называл как возможного своего соратника на выборах президента США не кто иной, как… Дональд Трамп. «Я называю имя своей любимой подруги, которая, как я думаю, великолепна. И мы создадим устрашающую команду. Опра всегда будет моим первым выбором (в качестве вице-президента. — Прим. „Ридуса“)», — заявил тогда Трамп в интервью Ларри Кингу. Двадцать лет спустя Опра, в отличие от Дональда, все еще не в Белом доме. Но в США упорно начали ходить слухи, что через три года в Овальном кабинете может вполне произойти «рокировка». Хотя вариант, что Уинфри предложит должность вице-президента Трампу, исключен абсолютно. Во-первых, президенты США никогда не уходят «на понижение». А во-вторых, с того далекого 1999 года политическая ориентация этих двоих диаметрально разошлась.
Опра Уинфри объявляет о намерении стать президентом США в 2020 годуCNBC
Не потому, что что-то поменялось в симпатиях Опры, а потому, что более ветреным в политическом смысле оказался сам Трамп (в конце 1990-х он пытался присоединиться к «третьей силе» в виде Партии реформ, но полтора десятилетия спустя поставил на более системную Великую старую партию, то есть Республиканскую).
«Опра, как и львиное большинство чернокожих, симпатизирует демократам. Те же просто думают, что ее бесспорная общенациональная известность может им помочь вернуть Белый дом. К тому же и „женский фактор“ немаловажен. Ведь Хиллари Клинтон проиграла не потому, что она женщина, а потому, что у нее муж — Билл Клинтон», — поделился с «Ридусом» своими соображениями о возможной политической карьере Уинфри вашингтонский журналист Рустем Сафронов.
Злые языки говорят, что это именно Трамп тогда искал дружбы с Уинфри, а не наоборот: последняя уже в те незапамятные времена была давно раскрученной медийной персоной, в то время как первый оставался широко известным в узких кругах своих деловых партнеров и конкурентов.
Постой, паровоз
Месяц спустя после громкого заявления о планах на Белый дом Опра то ли поняла, что переоценила свои силы, то ли ей кулуарно посоветовали не бежать впереди паровоза (сиречь национального конвента Демпартии, который только и может номинировать кандидата в президенты), — телеведущая заявила об отсутствии президентских амбиций. Но петух уже прокукарекал: американские СМИ — леволиберальные — тут же назвали речь Уинфри 8 января «достойной будущего президента» и вовсю начали спекулировать на тему «а вот как было бы хорошо» и «а что будет, если», рассказал «Ридусу» корреспондент одного из телеканалов в Нью-Йорке на условиях анонимности.
«После того как СМИ подняли эту волну, Опра очень быстро отгребла назад, заявив, что она… ну, не то чтобы пошутила, но раздумала, всем спасибо, все свободны», — рассказывает он. «Ее агент в интервью MNBC выразилась по поводу такого U-turn, разворота на 180, очень осторожно, сказала что-то вроде: „Да, Опра с интересом выслушивает такие предположения и не отвергает такую возможность“. Какие-то закулисные маневры у демократов ведутся, это наверняка. Им же нужна на следующих выборах кандидатура, которая будет в состоянии победить Трампа», — не спешить ставить крест на политической карьере телеведущей Рустем Сафронов.