Автор: Дмитрий КиселёвПодвиг под Пальмирой российского спецназовца Героя России Александра Прохоренко, который пал смертью храбрых, вызвав огонь на себя, имел особый резонанс во Франции. Страна, которая больше других в Европе пострадала от терактов ИГИЛ, помнит и опыт Второй мировой, когда миллионы французов и советских граждан вместе бились с фашизмом.
Недавно в посольство России в Париже пришла бандероль с двумя высокими французскими наградами — орденами Почетного легиона и редкий военный крест с пальмовой ветвью. Отправитель — пожилая супружеская пара Магэ. Супруги упаковали свои семейные реликвии и теперь просят передать их семье Александра Прохоренко.
Впрочем, теперь супруги Магэ смогут вручить свой дар лично. Владимир Путин направил им приглашение приехать в Москву на Парад Победы. Французы собираются.
Автор: Анастасия ПоповаОни живут скромно в небольшом доме на юге Франции. С журналистами, тем более иностранными, общаются впервые в жизни.
Они объездили полмира, но в России еще ни разу не были. Знают ее только по литературным классикам, как выглядит флаг нашли в Интернете. Оттуда же пенсионеры, потерявшие в Югославии сына, узнали о гибели российского офицера под Пальмирой. Его подвиг их поразил.
"Я спрашиваю себя, о чем он тогда думал? У его наверняка перед глазами была вся семья, нужно было задавить в себе все, порвать связь с ними. Думал ли он о себе? Думаю, нет", — сказала Мишелин Магэ.
Дрожащим голосом Мишелин говорит о 25-летнем старшем лейтенанте Александре Прохоренко. В Сирии он выполнял особое задание — в тылу врага передавал координаты важнейших объектов террористов. Когда боевики окружили его, он вызвал огонь на себя.
"До сих пор про это не показали, до сих пор это не было в новостях — для меня это странно. Будь это русский или француз, ведь это героический акт — хотеть умереть за свою страну, это исключительно", — считает Жан-Клод Магэ.
Возмущенные тем, что о поступке офицера французские СМИ не сказали ни слова, они решили отправить его родственникам две семейные реликвии: Орден Почетного легиона — особый, врученный за боевые заслуги дяде — участнику движения сопротивления (в 17 лет он был отправлен в концлагерь Бухенвальд затем переправлен в Польшу, где и погиб) — и редкий военный крест с пальмовой ветвью 1939 года, принадлежавший отцу Мишелин — пилоту бомбардировщика авиационной группы Лотарингии, который в составе Сил Свободной Франции под руководством Шарля де Голля во время Второй мировой воевал не только в Африке, но и на Ближнем Востоке, в том числе и в Сирии.
"Я не мог скрывать эмоций. Они вызвали во мне слезы. Люди искренне переживают с нами гибель нашего Героя", — отметил Александр Орлов, чрезвычайный и полномочный посол во Франции.
И они не одни. Письма со словами поддержки посыпались буквально со всей Франции от севера до юга.
"Есть чек с просьбой передать деньги Екатерине Прохоренко, поскольку она ждет ребенка. Человек хочет, когда ребенок родится, чтобы от него ему был сделан подарок. Чек прислал племянник пилота эскадрильи "Нормандия — Неман", — рассказал Александр Орлов.
Дядя Мориса Бона был за штурвалом самолета Як, который сбили немцы в октябре 1943-го, когда ему было всего 23. Сегодня, уверен Морис, Россия вновь борется с мировым злом, защищая от него по сути весь мир.
"Нужно быть смелым, чтобы работать глубоко в тылу врага и направлять свою авиацию. Я сам — парашютист и понимаю, что ты до последнего надеешься выжить, но эти люди не берут пленных. У него осталась молодая жена. Я сделал то, что должен был сделать. У меня нет слов. Русские еще и защищают христианство в Сирии", — сказал Морис.
В планах посольства — предложить французам назвать одну из улиц в честь российского Героя, погибшего в бою в террористическим "Исламским государством" — общим для нас с Францией врагом.
Посол тем временем лично навестил французскую семью, передал ей Георгиевские ленты, письмо с благодарностью от всего российского народа и приглашение на Парад Победы в Москву.
Удивленные, скорее, даже растерянные супруги Магэ показывают уникальную подборку исторических документов времен Второй мировой войны. Пара бережно хранит историю своей семьи. Сохранились фотографии, награды, даже письма и телеграммы.
"Я бы хотел, если у меня будет такая возможность, передать отцу Александра Прохоренко свою личную военную медаль, которую дают в благодарность за больее чем полувековую службу Отечеству. Он ведь военный? И я тоже. Я не могу сделать иначе", — признался Жан-Клод Магэ.
Глава семейства несколько раз подчеркивает: это символичный жест, который, конечно, не вернет погибшего офицера, но хоть как-то передаст их чувство сопереживания.
Награды с юга Франции отправили обычным заказным письмом в простом конверте. Через несколько дней они были в Париже и уже отправлены в Россию. Вручить ордена семье погибшего офицера французская пара сможет лично, приняв приглашение поехать в Москву на Парад Победы 9 мая.
Текст: "Вести недели"