Илья Глазунов. Князь Игорь, 1962 г.Вершиной литературного творчества Древней Руси стало "Слово о полку Игореве", неизвестный автор которого первым воспел мужество и отвагу защитников Русской земли. Несмотря на то, что в основу этого выдающегося историко-художественного произведения легли печальные события неудачного похода на половцев в 1185 году князя Игоря Святославича Северского.
Половцы, нападавшие в то время на древнерусские земли, были опасным врагом. Русским князьям уже случалось терпеть от них тяжелые поражения, каковым стал, например, разгром ратей трех сыновей Ярослава Мудрого на реке Альте в 1068 году. Однако известие об этой действительно крупной военной катастрофе не заставило современников откликнуться на нее чем-то похожим на "Слово о полку Игореве". Причиной особого внимания к неудачно закончившемуся походу в 1185 году могла стать только личность его предводителя, тогда же названного "Соколом". Что же такого необычного было в князе Игоре, поражение которого заставило скорбеть, а спасение радоваться не только певца его подвигов, но и всех русских людей?
ВыборНовгород-Северский, а затем черниговский князь Игорь Святославич после кончины своего отца черниговского князя Святослава Ольговича не получил никакого удела. Произошло это из-за происков его двоюродного брата Святослава Всеволодича, унаследовавшего власть над Черниговским княжеством. Покинув родительский терем, Игорь Святославич отъехал к своему старшему брату Олегу, княжившему в Новгороде-Северском, втором по значению городе Черниговской земли. Фактически Игорь в ту пору был всего лишь одним из воевод, стерегущих границы княжества от половецких набегов и нападений других князей, враждовавших с черниговскими Ольговичами.
Две беды губили тогда Русь – княжеские усобицы и набеги половцев. О каждой из них Игорь Святославич знал не понаслышке. В 1169 году, повинуясь воле старших князей, он участвовал в походе Андрея Боголюбского, памятном разграблением Киева. Трудно сказать, что чувствовал он, видя пагубное следствие междоусобной вражды, но, будучи одним из самых младших черниговских князей-подручников, ничего изменить в происходящем не мог. Однако биться с внешним врагом, разорявшим русскую землю, было в его силах. Так, в 1172 году, узнав о нападении половцев на Переяславскую волость, он во главе небольшого полка ударил по врагам, уже возвращавшимся в свои кочевья. На реке Ворскле близ урочища Лтава противники сошлись в решительном бою. Несмотря на численное превосходство противника, Игорь Святославич наголову разбил половецкие орды ханов Кобяка и Кончака, освободив пленных и захватив богатую добычу. Почти все трофеи он отвез в Киев князю Роману Ростиславичу, устроившему ему торжественную встречу как победителю.
В январе 1180 года, после смерти старшего брата Олега, Игорь получил Новгород-Северское княжение. Именно тогда наступил новый период в жизни князя – он начал войну с половцами. Тем самым выбрал свою судьбу.Всего Игорь Святославич предпринял против половцев пять походов. Показательным был поход 1183 года. В степь выступили полки двух князей, Игоря Северского и Владимира Глебовича Переяславского. Но вскоре князья поссорились, не поделив командование. В результате, переяславский князь покинул союзника и увел свою дружину домой. Северскому князю пришлось действовать в одиночку. Несмотря на это, ему удалось разбить на реке Хирии вышедшие против него половецкие отряды.
Беды и победыИ вот наступил 1185 год – время самого трудного в жизни Игоря испытания. Ранней весной орды хана Кончака вновь двинулись на Русь. Но правившие в Киеве князья Святослав и Рюрик в сражении 1 марта на реке Хороле разбили половцев. В погоню за бежавшим Кончаком были посланы полки черных клобуков – степных союзников русских князей. Но настигнуть половцев им не удалось, - за Хоролом степь была покрыта талым снегом, мешавшим продвижению коней.
Черниговские князья не участвовали в этом сражении. Единственным, кто собрался на помощь киевским князьям, был Игорь Северский. Однако, поразмыслив, он понял, что не успевает на соединение с полками киевлян. И тогда князь решил совершить самостоятельный поход к Дону, чтобы внезапным ударом рассеять половецкие силы.
23 апреля 1185 года князь Игорь выступил в поход. Рать его была целиком конной. По мере продвижения войска к границе к нему по очереди присоединились сначала дружина его 15-летнего сына, путивльского князя Владимира, затем племянника Святослава Ольговича Рыльского и "черниговская помощь" – отряды ковуев, кочевников, живших на пограничных черниговских землях.
1 мая полки Игоря и его союзников подошли к русскому рубежу, за которым начиналась половецкая степь. Именно здесь войско окутала внезапная тьма – случилось солнечное затмение, воспринятое многими как дурное предзнаменование. Но князь Игорь упорно вел своих воинов дальше в степь, на юг от Северского Донца к берегам Азовского моря. 5 мая на реке Оскол к войску Игоря Северского присоединилась дружина его младшего брата Всеволода Святославича, князя Трубчевского и Курского.
10 мая 1185 года в урочище Сюурлей (Голая Долина) на реке Макатиха (в летописи Каяла) русское войско напало на одну из половецких орд. Перед сечей, обращаясь к своим дружинникам, Игорь Святославич сказал: "Братья! Мы этого сами искали, так и пойдем". После ожесточенного боя русские разгромили половецкую рать. Одолев врага, Игорь собрался немедленно уходить к своим рубежам, однако рыльский князь Святослав Ольгович уговорил его отложить отход до утра, сославшись на усталость коней.
Наутро русское войско оказалось окруженным вражескими полками. Принять участие в сражении подтянулись почти все половецкие орды.Два дня – 11 и 12 мая 1185 года – продолжалась упорная битва. В первый день боя Игорь Святославич был ранен в руку, но продолжал руководить сражением. Встав под стягом, он нарочно снял шлем, чтобы все воины могли видеть своего князя и воодушевляться его мужеством. Однако под ударами значительно превосходивших в численности врагов строй русского войска быстро редел. В полдень 12 мая, на второй день сражения, отряды ковуев неожиданно обратились в бегство. Игорь, пытавшийся остановить беспорядочное отступление ковуев, отдалился от своей дружины и был взят в плен. Схвачены были и некоторые другие князья и бояре. Остальные русские воины погибли. Лишь 15 "княжьих мужей" смогли прорваться сквозь вражеское окружение и уйти на Русь. Один их них доставил весть о поражении в Чернигов. Печальная новость страшным эхом полетела по всей русской земле.
Но уже в конце весны 1185 года Игорю Святославичу удалось бежать из плена. Вскоре домой вернулся и его сын Владимир Игоревич Путивльский, женившийся в плену на дочери хана Кончака. Тем не менее, породнившись с грозным половецким воителем, Игорь Святославич не перестал воевать с агрессивными кочевниками, защищая от их набегов родную землю. Наиболее успешным из его новых походов на половцев оказался поход 1191 года, когда новгород-северскому войску удалось нанести врагу тяжелое поражение, вынудив половецкие орды откочевать в самые дальние степи.
В 1199 году князь Игорь занял черниговский престол и оставался на нем до самой своей кончины в 1202 году....Талантливый военачальник, страж русских рубежей, неутомимый и бесстрашный воин - такую характеристику князю Игорю Северскому можно дать сегодня. И это не будет преувеличением. Ее подтверждают и ратные подвиги Игоря Святославича, и свидетельство его современника – автора "Слова о полку Игореве", почитавшего именно этого князя образцовым полководцем, способным продолжить дело Владимира Мономаха. Однако укоренившаяся в XII веке среди русских князей вражда помешала им сплотиться вокруг лучшего на то время воина. Осознание этой горькой правды влечет понимание и в наши дни необходимости единства и согласия защитников Отечества.
Владимир Волков