Фото: Sergey Kamshylin / shutterstock.com
Из 451 соглашения между Украиной и Россией по состоянию на начало апреля 2018 года было разорвано 44. Однако с приближением выборов на Украине количество договоров, которые отправятся под нож денонсации, будет неизбежно увеличиваться. В украинском информационном поле актуализировался вопрос денонсации «Большого договора» между Украиной и Россией и прекращения участия Украины в уставных органах СНГ.
Президент Украины Петр Порошенко, выступая на XI Киевском форуме по безопасности, поручил подготовить предложения совместно с Кабинетом министров по официальному прекращению участия Украины в уставных органах СНГ и закрытию украинского представительства при соответствующих институциях в Минске, ссылаясь на отказ этой организации признавать «российскую агрессию».
Подобная инициатива была делом лишь времени, а не принципа. С марта 2014 года Киев до минимума сократил свое присутствие в структурах СНГ и приостановил выплату членских взносов. В отличие от Михаила Саакашвили образца 2008 года, когда Грузия разорвала дипломатические отношения с РФ и вышла из СНГ, оформить окончательный «развод» с СНГ в Киеве пока не решались, несмотря на то что данная тема периодически всплывала в информационном поле с подачи провластных политиков и обслуживающих их «экспертов».
Де-факто стартовавшая предвыборная кампания диктует соответствующую модель поведения представителям действующей власти. Ввиду отсутствия малейших достижений в экономике и социальной сфере нынешние «верхи» вынуждены предъявлять в качестве достижений своим избирателям символические шаги, направленные на разрыв с Россией. Такие шаги якобы автоматически приближают Украину к членству в ЕС и НАТО — пункты о членстве в этих организациях Порошенко планирует закрепить в Конституции как главную цель государства.
Полная либо частичная денонсация «Большого договора» с Россией и выход Украины из СНГ — слишком выгодные пиар-поводы для правящих, чтобы пройти мимо. Однако такие шаги не нанесут ущерб «стране-агрессору», а прежде всего способны ударить по украинской экономике и усложнить жизнь проживающим (временно пребывающим) в странах СНГ гражданам Украины.
Последние столкнутся с проблемой осложнения доступа к услугам здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, процедуры трудоустройства, с непризнанием дипломов об образовании. Определенная часть украинцев не сумеет адаптироваться к изменившимся условиям пребывания в странах СНГ и будет вынуждена возвращаться на Украину, тем самым оказывая дополнительное давление на рынок труда и социальную инфраструктуру.
В этом, правда, можно усмотреть и позитивные аспекты: «возвращенцы» не будут голосовать за действующую власть, а отдадут свои голоса преимущественно ее оппонентам. В принципе, после выхода из СНГ Киев может перезаключить регламентирующие вышеуказанные вопросы договоры с отдельными странами в двустороннем формате. Но это потребует определенного времени и организационных хлопот.
Для украинской экономики разрыв с СНГ обернется сворачиванием беспошлинной торговли, а также введением дополнительных нетарифных ограничений в рамках правил Всемирной торговой организации. Объем экспорта товаров из Украины в страны СНГ (за исключением РФ, а также не входящих в зону свободной торговли СНГ Азербайджана, Узбекистана, Туркменистана) за 2017 год составил более 2 млрд долларов США. Отдельные страны СНГ, прежде всего Беларусь, порой использовались как «окно» на рынок РФ.
Денонсация договора о зоне свободной торговли СНГ приведет к падению экспорта Украины в соответствующие страны на 10–15%. В абсолютных числах это несколько сотен миллионов долларов США.
Впрочем, украинская правящая верхушка не особо чувствительна к экономическим ударам, а для ее электората зрелища и «победа над Россией» куда важнее материальных благ.
До 1 октября 2018 года Киеву нужно будет определиться с «Большим договором» с Россией. Если до этого момента ни одна из сторон письменно не уведомит другую о желании внести изменения в документ (либо же его разорвать), то он будет считаться автоматически продленным. Если беспристрастно изучить пункты «Большого договора», то становится очевидно, что в настоящее время он фактически не работает: значительная часть пунктов не выполняется / игнорируется обеими сторонами.
Потому, в сущности, никакой практической пользы от денонсации, полной либо частичной, «Большого договора» нет, особенно в 2018 году (было бы еще понятно, если б этот шаг был осуществлен в 2014 году). Разве что избавиться от правовой коллизии, когда Россия является для Украины одновременно и «государством-агрессором», и «стратегическим партнером».
На фоне бескомпромиссной риторики украинских «верхов» и разрывов договоров с РФ показатели товарооборота Украины с Россией в 2017 году выросли на 28,6%, и эта тенденция продолжилась в первом квартале 2018 года. В общем, украинские элитарии, удовлетворяя одновременно праворадикальный азарт своих избирателей, продолжают зарабатывать на торговле со «страной-агрессором», не испытывая ни малейших угрызений совести.
Денис Гаевский