Фото: Waldemarus / shutterstock.com
Значительную часть имущества Николаевского судостроительного завода, который производил на Украине танкеры, эсминцы и подводные лодки, выставят на торги из-за долгов по заработной плате. Продать здания и земельный участок предприятия планируется во второй половине мая. Закрытие завода-гиганта — не единственный пример разрушения целой отрасли, эксперты прогнозируют планомерное уничтожение и закрытие большинства промышленных объектов в стране. По их мнению, остановка заводов и фабрик напрямую связана с потерей российского рынка. Смогут ли власти Украины исправить ситуацию, разбирался RT.
Николаевский судостроительный завод (ранее он был известен как Завод имени 61 коммунара) — одно из крупнейших украинских промышленных предприятий. Завод был построен в 20-х годах прошлого столетия и выпускал миноносцы, эсминцы, подводные лодки и другие плавсредства для военно-морского флота.
Начиная с 2000-х годов предприятие выпустило всего несколько сухогрузов и танкеров для испанских и греческих компаний, но в основном занималось ремонтом.
Николаевский судостроительный завод был в шаге от возрождения в 2013 году, когда предприятие по поручению президента России посетил вице-премьер России Дмитрий Рогозин. Тогда же Россия была готова выкупить построенный на 95% ракетный крейсер «Украина» за 1 млрд рублей. Строительство крейсера началось ещё в 1984 году, и его продажа могла бы принести предприятию неплохие деньги. Но из-за начавшегося в конце 2013 года «майдана» переговоры о сотрудничестве были приостановлены, а недостроенный крейсер с 2015 года вынужден был содержать сам завод.
В ноябре 2017 года Министерство обороны Украины направило в госконцерн «Укроборонпром» письмо, в котором говорилось о нецелесообразности достройки ракетного крейсера «Украина». В ответ «Укроборонпром» заявил, что всё равно готов достроить судно, пусть и не для украинского флота, но хотя бы для продажи любой другой заинтересованной стране.
Однако для достройки корабля всё равно должны быть предусмотрены средства в государственном оборонном заказе (ГОЗ) на 2018 год. Если же кабинет министров не выделит необходимых денег, то «Укроборонпром» предлагает два варианта: «либо продавать недострой, поскольку он не отвечает военной доктрине, либо предусмотреть в ГОЗ на 2018 год деньги на дальнейшее содержание судна у причальной стенки». При этом «концерн готов рассмотреть и другие варианты решения этой проблемы, предложенные кабмином», — говорилось в официальном сообщении «Укроборонпрома».
В итоге никакого комплексного решения, позволяющего помочь предприятию, принято не было. Завод остановился, а задолженность по заработной плате перед рабочими на февраль 2018 года составила 65 млн грн. ($2,47 млн).
Погасить долги планируется за счёт продажи зданий и земельного участка, принадлежащего предприятию, площадью 6,9 га. Торги уже намечены на 21 мая, стартовая стоимость лота составляет 52,3 млн грн. (около $2 млн).
Специалисты полагают, что прекращение работы Николаевского судостроительного завода знаменует собой полный развал отрасли. «Опытные специалисты переезжают на работу в Россию, поэтому даже при желании восстановить судостроительную отрасль работать в ней будет некому», — пояснил RT источник в «Укроборонпроме».
За долги — с молоткаНиколаевский судостроительный завод — не единственное промышленное предприятие на Украине, которое остановило свою работу. В середине апреля 2018 года из-за долгов по зарплате в размере 3,2 млн грн. ($122 тыс.) государственные исполнители арестовали и описали имущество Ровенского автомобильного ремонтного завода. Предприятие занималось ремонтом и переоборудованием специальной техники для нужд военной промышленности.
Во второй половине апреля было описано имущество Херсонского завода карданных валов за долги в размере 8 млн грн. ($304 тыс.). Предприятие занималось выпуском карданных валов и запасных частей к ним для автомобилей КрАЗ, МАЗ, КамАЗ, «Урал», ГАЗ, автобусов ЛАЗ, «Икарус», троллейбусов, тракторов, подвижного железнодорожного состава, металлургического оборудования и других механизмов. У завода забрали мазутохранилище и несколько старых автомобилей, за счёт продажи которых исполнители намерены вернуть долги сотрудникам завода.
Крупнейшее украинское авиастроительное предприятие «Антонов» ведёт закрытые переговоры с Минским заводом гражданской авиации №407 о создании сервисного центра в Минске. Эта информация получена по итогам журналистского расследования, проведённого украинским изданием Liga.net.
«В Белоруссии планируется продлевать лётную годность, ресурс самолётов АН, а также проводить сервисное обслуживание, ремонт и сборку самолётов семейства Ан-148/158. Согласно протоколу переговоров между предприятиями, в рамках сотрудничества рассматривается возможность использования российских комплектующих, в том числе и санкционных», — говорится в статье издания.
По данным Liga.net, на «Антонове» хранится 10 планеров Ан-148/Ан-158, которые находятся на завершающих стадиях, но их серийное производство не осуществляется. «В качестве причины называется прекращение в 2014 году сотрудничества с РФ, что существенно повлияло на поставки покупных комплектующих и материалов для самолётов. Доля таких комплектующих составляла до 50%», — говорится в материале.
Без России не получилосьБольшинство крупных украинских предприятий создавалось во времена Советского Союза. Исходя из экономической политики того времени, распространённым было создание замкнутых производственных циклов на территории сразу нескольких республик, рассказал в интервью RT директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов.
«После распада СССР многие сферы работали по этому же принципу, но после 2014 года и националистического угара в Киеве представители власти оперируют отнюдь не экономической целесообразностью. Они исходят в своих решениях из политической конъюнктуры. Им всё равно, будут ли функционировать крупнейшие заводы на Украине и как будут жить люди, которые там работают. Они готовы разорвать связи с Россией и запретить конверсию даже в том случае, когда предприятие не может без неё обойтись», — пояснил эксперт.
Основным рынком сбыта для украинских промышленных предприятий действительно являлась Россия, признаёт источник RT в Министерстве экономического развития и торговли Украины.
«Практика показывает, что странам ЕС продукция машиностроения наших заводов не нужна. А других рынков сбыта найти не удалось», — пояснил собеседник RT. По этой причине, по его словам, министерство не препятствует росту экспорта в Россию товаров невоенного назначения — котлов, арматуры, труб, механизмов.
По данным Государственной службы статистики Украины, в январе — феврале 2018 года в Россию продано товаров и услуг на $541,6 млн, что на 5,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И всё равно Россия остаётся крупнейшей страной — импортёром украинской продукции. Например, в январе — феврале 2018 года в Польшу было поставлено товаров на $534,4 млн, в Словакию — на $156,1 млн, в США — на $138,9 млн.
«Продавать трансформаторы или двигатели, которые сейчас Украина продаёт в Россию, в Польшу маловероятно. Можно найти рынки сбыта этой продукции только в Азии. Частично это получается, но пока очень слабо и тяжело. Продукцию машиностроения продавать всегда сложно. Куда проще продать корабль с зерном или эшелон подсолнечного масла. А можно и корабль с чугуном. Это реалии мировой экономики», — заявил в эфире телеканала «112.Украина» директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
В свою очередь, Денис Денисов прогнозирует, что на Украине будет наблюдаться планомерное уничтожение и закрытие подобных предприятий.
«Соответственно, как говорил один из послов (экс-посол США в Киеве Джеффри Пайетт. — RT), Украина становится аграрной сверхдержавой. Только, я думаю, он это с юмором сообщил, а некоторые в Киеве поверили», — пояснил Денисов.
По данным Министерства экономического развития Украины, свыше половины экспорта страны приходится на продукцию сельскохозяйственного назначения. По мнению эксперта, это несёт в себе потенциальный риск для пополнения доходной части государственной казны. Низкий урожай пшеницы, к примеру из-за плохой погоды, может привести к дефициту валютных поступлений, что негативно отразится на экономике страны. Но до восстановления экономических связей с Россией Украина, вероятнее всего, будет делать упор как раз на продажу сельскохозяйственной продукции, полагает Денисов.
Анна Голубченко