В марте текущего года компания Nord Stream 2 AG получила порядка 404 миллионов евро в качестве инвестиций от партнеров по строительству второй очереди «Северного потока». В частности, средства привлекли Uniper, Shell, OMV, Engie и Wintershall, при этом речь идет о долгосрочном соглашении по финансированию российского энергетического проекта. Планируется, что первые поставки ресурса по новому газопроводу начнутся уже в следующем году.
По мнению Богдана Зварича, старшего аналитика ИК «Фридом Финанс», эти европейские гиганты, решившиеся на сотрудничество с Москвой, едва ли попадут под американские санкции, и им удастся отстоять проект. Дело в том, что объем потребления газа в Европе растет с каждым годом в связи с переходом многих мощностей на этот вид топлива.
Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов также подчеркнул, что, согласно договору с «Газпромом», европейские компании должны предоставить на строительство «Северного потока-2» бридж-кредит на сумму 6,67 миллиарда долларов. Эти обязательства OMV, Uniper, Wintershall, ENGIE и Shell должны выполнить во что бы то ни стало, однако американскую сторону такие «нюансы» мало волнуют.
«Прошлогодним законом «О противодействии противникам Америки» накладываются ограничения на инвестиции и поставку товаров и услуг, направленных на реализацию российских газо-, нефте- и нефтепродуктопроводов, обеспечивающих экспорт», — напомнил аналитик.
Он добавил, что в качестве «наказания» США могут внести все вышеперечисленные компании в список SDN, вследствие чего их счета могут быть заблокированы. Однако Европа позаботилась о снижении всех рисков из-за «Северного потока-2», и разработала схему, которая сможет «пощекотать» нервы американцам. В частности, компании могут «прикрыться дедушкиной оговоркой», которая была допущена в новом американском законе, в котором было сказано, что под его действия попадают проекты, начатые с августа 2017 года. Договор «Газпрома» в зарубежными инвесторами был заключен в мае прошлого года, поэтому, формально, «Северный поток» не может попасть под американские ограничения.
Кроме того, Европа может анонимно инвестировать в проект, пользуясь услугами посредников.
«Схема достаточно проста: партнеры по «Северному Потоку 2» отдают средства агенту, а агент в свою очередь выдает заем Nord Stream-2 AG. Формально при этом Wintershall, OMV, Shell, ENGIE и Uniper в финансировании не участвуют, а участвует малоизвестный британский фонд, включение которого в санкционный список, по большому счету — малая цена за большое дело», — подвел итог Антонов.
Исходя из сложившейся ситуации стоит отметить, что как бы Вашингтон не пытался препятствовать строительству нового газопровода, существует слишком много заинтересованных лиц, готовых бороться за его реализацию.