Минтруд опять вернулся к вопросу тунеядства. Речь идет о введении налога на лиц трудоспособного возраста, которые официально нигде не работают. Но хорошо ли это будет? Не знают пока и сами инициаторы идеи. К счастью решили не торопиться, присмотреться к опыту соседней Белоруссии.
Займемся анализом и мы.
Цель у подобного закона может быть одна – легализация рынка труда. А вот результат такой легализации ожидают тот же, что и у соседей? Белорусы хотят просто получить «налог на тех лиц, которые находятся в трудоспособном возрасте, но не уплачивают страховые взносы, не заняты в трудовой деятельности».
В России по экспертным оценкам официально не работают около 20 млн. человек трудоспособного возраста. За них не идут страховые выплаты, а это составляет около 25-30% собираемых налогов.
Очевидно, что это недофинансированная пенсионная система, образование и другие социальные нужды.
Однако оценивать ситуацию, как это делает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков мы бы не спешили: «Я бы не называл это налогом на тунеядство, правильно называть это сбором с тех платежеспособных граждан, которые получают социальную, медицинскую помощь и прочую поддержку, но при этом почему-то имеют наглость работать нелегально. Если человек оформлен по патенту, по трудовой книжке или иным способом, то он находится внутри правового поля и является трудящимся, из зарплаты которого платятся взносы».
Россия имеет ряд проблем, для которых этот налог и не будет выглядеть иначе, чем просто поборы.
Для начала те минусы, которые очевидны Минтруду: нынешняя система трудоустройства может отправить с метлой в руках даже профессора, но с какой стати человек должен соглашаться на неквалифицированную работу или платить налоги? Вторым вопросом идут студенты и матери с детьми до 10 лет, это очень странно, ведь закон предписывает водить за ручку детей до 12 лет. Значит, еще два года человек будет нарушать либо закон о тунеядстве, либо закон о своем чаде.
Совсем не рассматривается вопрос о человеке, у которого есть деньги, он их заработал, все налоги уже уплатил, теперь он рантье. Этот вид существования не возбраняется конституцией. Как будут с ними? Ввести на них повторные налоги? Заставить капитал уходить подальше, прятаться лучше, желательно глубоко за рубежом? Стране деньги нужны, которые будут здесь работать. А такое повторное налогообложение их выведет из страны.
Более того не рассматривается вопрос о целой категории людей, которых официально брать на работу не будут в том числе и по возрастному цензу, а кушать и им надо. Неужели человеку, кроме того, что ему ни стажа, ни больничного, ничего иного не видать еще и налоги придется платить?
Несоответствий очень много, но и проблема серого рынка труда есть. Однако не стоит решать эти проблемы за счет гражданина. Ведь серый рынок существует в основной своей массе по воле работодателя, а не работника. Не очень красиво перекладывать проблему системы на плечи простого человека.
При всей популистской красоте закона о тунеядстве в современном мире, да еще и при кризисе нужно быть очень осторожным с такими решениями. Можно только приветствовать желания Минтруда осмотреться, изучить белорусский опыт и поискать другие способы решения проблемы.
Хотя, все-таки и социальное иждивенчество нужно пресекать. Как распутать такой клубок?
Пока можно порадоваться, что вопрос встал. Осталось найти пути решения, которые пойдут на улучшение жизни населения.
Евгений Радугин,
специально для Politikus.ru