«Такой же предатель, как и мы» (Our Kind of Traitor)
Великобритания, реж. Сюзанна Уайт, в ролях: Юэн МакГрегор, Стеллан Скарсгард, Дэмиэн Льюис, Наоми Харрис, Марк Гатисс, Григорий Добрыгин.
Фейсбук фильма
Русские бандиты совсем обнаглели. Новый Князь, недавно возглавивший российскую мафию, сумел договориться с Кремлём и теперь атакует Лондон, выводя на британский финансовый рынок свой банк для отмыва неправедным путём заработанных миллиардов. При всей бдительности законопослушных британцев сделать это, оказывается, достаточно просто — всего лишь надо завалить ключевых членов парламента многомиллионными взятками. «Деньги не пахнут, если их достаточно много»: предложи русские меньше — это было бы преступлением, но чек с таким количеством нулей расценивается уже как положительное вливание в экономику Соединённого Королевства.
Однако при всей своей актуальности российский след на лондонских улицах — это только внешняя оболочка данной картины. Если абстрагироваться, сам пирог будет с другим вкусом.
Трейлер фильма «Такой же предатель, как и мы»
История, рассказанная в экранизированном Сюзанной Уайт романе Джона ле Карре, по сути своей имеет к русским лишь самое отдалённое отношение. На месте сыгранного Стелланом Скарсгардом Димы мог быть герой любой другой национальности; но в корне важно то, что знакомится он, преследуя свои цели, с истинным британцем.
Перри, персонаж МакГрегора, — типичный тюфяк-гуманитарий, средних лет университетский преподаватель, вещающий студентам о теории поэзии и на почве общей любви к стихам переживший, кажется, кратковременный роман с почтительной слушательницей. Образумившись, теперь он пытается восстановить десятилетний брак с Гейл, судебным юристом. Поначалу кажется, что именно профессия жены стала причиной интереса к нему русских, но потом выясняется, что виной всему — принципиальность и честность самого Перри, в отчаянный момент рискнувшего бросить вызов матёрому убийце. (Ещё позже Дима признается, что выбрал его просто потому, что никого другого в ресторане не было, но это к делу относить уже не будем.)
Кадр из фильма «Такой же предатель, как и мы»
Просьба бухгалтера русской мафии связаться с MI-6 даёт герою возможность вдохнуть того воздуха, о котором он, быть может, всегда мечтал, но не находил его в пыльных томах британской классики. И потому когда проныра-агент притворно вздыхает: «Боюсь, у вас нет выбора», — он лишь закрывает ту самую дверь на свободу, которую минутой позже закрыл бы и сам профессор. Побыть на денёк шпионом — это ж так волнующе, так романтично!.. Денёк превращается в выходные, выходные — в неделю. Лондон сменяется Парижем, потом Берном, затем все скопом едут прятаться во Французские Альпы — не жизнь, а сплошное приключение!.. И не важно, что в реальности такое развлечение непременно кончается контрольным выстрелом в голову — всё лучше, чем в очередной раз открывать сборник кого-нибудь там Томаса Элиота.
Вот это ложно понятое, наивное представление о шпионской специфике — и есть основной предмет данной картины. Должным образом, к сожалению, не развенчанный, а потому мало пригодный для долгого обсуждения.
Кадр из фильма «Такой же предатель, как и мы»
Куда интереснее всё же обсуждать нашу мафию. Как вам, например, то, что русские бандиты в Марракеше обязательно поют «Очи чёрные»?! Ну и правда — не Киркорова же им петь… «Этих ребят лучше не знать», — представляет Дима свою охрану; на следующий день он подарит дочери верблюда, а позже в красках расскажет, как в детстве застрелил отца-гэбэшника. «Это не наше дело», — пытается закрыть «русскую тему» чопорный англичанин, провидчески предчувствуя, что «МИД не обрадуется новой ссоре с Россией». Но куда там; на широкую ногу живут эти русские, не избавиться…
Григорий Добрыгин, наш артист в собранном здесь интернациональном ансамбле, появляется в кадре редко, но метко — для начала даря своему бывшему партнёру отцовский пистолет, из которого тот «по легенде лично расстреливал дезертиров в битве под Ржевом». Новых же коллег Князь успокаивает уверениями в том, что «новой Холодной войны не будет», даже несмотря на то, что «в последнее время у русских не лучшая репутация в Европе». Вопреки законам жанра (которые, впрочем, маститый Джон ле Карре вправе переписывать, благо отчасти он же их и придумывал) финал главного злодея не затрагивает вовсе — что намекает на то, что с титрами здесь закончилась лишь одна частная история, в то время как на глобальном уровне перемены столь скорыми точно не будут.
Кадр из фильма «Такой же предатель, как и мы»
А вообще, когда Дима скорбно говорит главному герою: «Я испортил тебе жизнь, профессор», — то лишний раз понимаешь главную и незыблемую мораль не только этой, но и многих других картин на схожую тему: нефиг пить с незнакомыми русскими. И со знакомыми тоже не стоит. Пить ведь вредно для здоровья. А знакомиться с русскими — вредно ещё и для жизни.