25 мая Владимиру Путину предстоит нелегкий выбор. В президиуме экономического совета главе РФ придется сделать выбор между двумя концепциями экономического развития: бюджетное стимулирование либо бюджетная консолидация.
Концепцию бюджетного стимулирования представляют помощник президента Андрей Белоусов и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Вариант развития российской экономики путем бюджетной консолидации отстаивает председатель Центра Стратегических разработок Алексей Кудрин.
План, выстроенный на основе идеи бюджетного стимулирования, предполагает рост ВВП на 4% начиная с 2018 года. С точки зрения Андрея Белоусова, основным источником средств для развития данного сценария должны стать нераспределенные прибыли компаний. Владельцы предприятий располагают значительными средствами: прибыли, заработанные предпринимателями, замерли и висят на счетах их компаний.
В сложившихся сегодня условиях неопределенности бизнесмены затаились и ждут, когда обстановка стабилизируется и появятся предпосылки для дальнейшего развития. По мнению сторонников концепции Белоусова и Титова, сдвинуть ситуацию с мертвой точки могут стимулирующие бюджетные меры. Падающий потребительский спрос, который является для инвесторов ключевым показателем привлекательности рынка, должны поднять растущие зарплаты (надо понимать бюджетников). В то же время чиновники говорят о необходимости увеличения лимитов рефинансирования банковских кредитов, это придаст уверенности и поддержит инвесторов, вкладывающих средства в российскую экономику.
Экономисты из противоположного лагеря исполнены скептицизма относительно сценария бюджетного стимулирования. Наталья Акиндинова, представитель центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), говорит, что деньги ситуацию не спасут, так как, по ее мнению, бизнес не инвестирует в российскую экономику по причине «квазиполитических» рисков.
По мнению Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной, России, прежде всего, необходимы структурные реформы (при этом речь идет, в первую очередь, о судебной и правоохранительной системе РФ). Набиуллина считает, что без полномасштабных институциональных реформ ВВП России не может подняться выше 1,5-2%, даже если цены на нефть будут $100 за баррель. Зампред ЦБ Юдаева говорит о том, что без всех этих реформ Россия обречена на вечную стагнацию.
Характерно, что причиной нынешнего экономического кризиса федеральные чиновники из лагеря сторонников Кудрина считают высокие бюджетные расходы государства: «последние семь лет льготы раздавались направо и налево». Масштабные льготные кредиты за счет ЦБ могут стать причиной серьезного финансового кризиса, считает еще один представитель ВШЭ Евсей Гуревич.
О структурных реформах как условии дальнейшего экономического роста заявляют экономисты МВФ. Если этих реформ не будет, то, по мнению представителей Всемирного банка, выше 1,5% российский ВВП ни при каких иных условиях не поднимется.
В то же время сторонники бюджетной консолидации и институциональных изменений Российской Федерации предупреждают, что реформы не помогут нам сразу. На «разгон» экономики и восстановление утраченного доверия потребуется время. По мнению Кудрина и его коалиции, результаты реформирования могут проявиться спустя 3-5 лет.
«Не надо гнать страну к экономическому росту в ближайшее годы, для этого нет ресурсов. Максимум можно выйти на стабильный рост ВВП в 1%. Важно снизить дефицит до 1% ВВП, а инфляцию до 4%, а тем временем проводить институциональные реформы – судебной и правоохранительной систем», – считает Кудрин.
Как я в итоге понял: первый вариант предусматривает стимулирование экономики за счет бюджетных средств, планомерную модернизацию предприятий и ощутимый рост экономики уже в ближайшие годы. Второй вариант развития событий предусматривает масштабную перестройку государственных структур в течение нескольких лет и сохранение стагнации экономики в течение этого периода.
В первом случае нужно будет собраться с силами и сделать довольно рискованный рывок вперед, потратив значительную часть наших бюджетных запасов. Во втором варианте бюджетные деньги интенсивно тратиться не будут, нужно будет довериться реформам, предлагаемым Кудриным и его командой.
И в той, и в другой ситуации предлагается потерпеть, но по-разному. Остается надеяться на мудрость и высокий управленческий профессионализм президента РФ, которые он уже не раз проявлял.
Zolotoy,
Специально для Politikus.ru