Кассовый хит этой недели — очередная серия американской франшизы про добрых душою мутантов: «Люди Икс: Апокалипсис» со сверхзвёздным актёрским составом, но драматической пустотою внутри. Куда интереснее французские ленты — драма «Закон рынка» и комедия
«Маргарита», где сыграли, соответственно, лучший французский актёр и лучшая французская актриса прошлого года по версии главной французской кинонаграды — «Сезара».
Вариант — сразу две документальные картины: «Машина времени Сэма Клемке» — об американце, добрых 35 лет фиксировавшем свою нехитрую жизнь на киноплёнку, и «Златан. Начало» — о шведском футболисте Златане Ибрагимовиче. Ну, а кому всё же милее американское кино любого качества — тому, пожалуйста, ещё комедия про отношения мужчин и женщин «Неслабый пол».
Ценителям же нового российского кино прокатчики предлагают разве что подростковую драму
«Птичка», в какой-то мере даже скандальную — но она выходит таким безобразно малым количеством сеансов, что никакого резонанса вызвать, к сожалению, никак не сможет.
Кадр из фильма «Птичка»
«Люди Икс: Апокалипсис»
Если поединок «Бэтмена против Супермена» вызвал скорее протестное негодование, не оправдав возложенных на него художественных ожиданий, а «Противостояние» Кэпа со Старком, напротив, порадовало более «взрослым», чем прежде, подходом к развитию истории, то новые «Люди Икс» проигрывают любое с ними сравнение, оставляя просто равнодушным — что, пожалуй, хуже всего.
Здесь масса звёздных лиц — отказавшаяся от синей кожи Дженнифер Лоуренс, разрушающий Освенцим Майкл Фассбендер, лишающийся волос Джеймс МакЭвой, набирающая вес Софи Тёрнер, расчудесная Роуз Бирн, обаятельный Николас Холт, удачно влившийся в блокбастеры Оскар Айзек, перспективные Тай Шеридан и Коди Смит-МакФи… Но эта толчея лишь лишает актёров возможности создать сколько-нибудь вменяемый драматический образ, зерно которого заключалось бы не только в гриме. И потому оказывается, что этот фильм ни про людей, ни про мутантов — а исключительно про спецэффекты.
Трейлер фильма «Люди Икс: Апокалипсис»
Ну, а потому — слово не актёрам и даже не режиссёру Брайану Сингеру, а Джону Дикстра, супервайзеру по визуальным эффектам с богатейшим опытом:
Супергерои ничего не могут сделать без спецэффектов. {…} У нас есть один парень, использующий акустическое воздействие, звук низкой частоты, для уничтожения врагов; у нас есть ещё один персонаж, управляющий теплом и осуществляющий термические атаки; другой персонаж обладает способностью к телекинезу. Показать различные способности визуально — непростая задача, особенно трудно представить их в отдельном применении и создать чувство реальности в очевидно нереальных ситуациях.
«Закон рынка»
О французской драме Стефана Бризе мы также уже рассказывали отдельно — но напомним, что это фильм о скромном маленьком человеке, задача которого и проста, и невыполнима одновременно: найти себе работу, не растеряв при этом чувства человеческого достоинства.
Трейлер фильма «Закон рынка»
Актёр Венсан Линдон, в послужном списке которого крайне мало работ, знакомых широкому российскому зрителю, год назад получил за роль Тьерри приз Каннского кинофестиваля, а позже — ещё и «Сезара», главную французскую кинонаграду. Вот что он рассказывает о создании этого образа:
Каждую ночь я получал от Стефана письмо, в котором он подробно описывал сцены на следующий день. Так что я точно знал, как развивается сюжет, но мог и импровизировать, например, в диалогах. В некотором смысле это облегчило нашу работу. Я мог раствориться в роли, играть каждую сцену, как будто это на самом деле случилось со мной. Это очень естественно, выглядит реалистично. Я шёл и останавливался, где хотел, камера следовала за мной. Я наслаждался таким подходом, это раскрепощает чувства, я понял, что можно играть иначе. Моя отправная точка всегда Я. Я просто пытаюсь представить, каким бы был я. Я смотрю на точку, где моя личность и мой персонаж пересекаются. {…} Но это подсознательный процесс, и я боюсь, что он перестанет работать, если я стану его упорядочивать.
«Маргарита»
Так уж вышло, что одновременно с оценкой лучшего французского актёра прошлого года мы сможем оценить и лучшую актрису: за исполнение роли Маргариты Дюмон Катрин Фро получила уже второго своего «Сезара» — при десяти накопленных за творческую жизнь номинациях. Десять номинаций было и у данной картины — и половина из них оказались победоносными: помимо приза за лучшую женскую роль создатели ленты также получили «Сезаров» за лучшие декорации и костюмы, лучший звук и монтаж.
Трейлер фильма «Маргарита»
Понять французских киноакадемиков легко: действие фильма разворачивается в Париже двадцатых годов прошлого века. В центре внимания — богатая и тщеславная мадам, обожающая петь и мечтающая выступить в Гранд-опера. Закавыка в одном: поёт Маргарита ужасно — о чём никто, ни одна живая душа, не рискует ей рассказать со всей искренностью. Но долго ли продержится эта иллюзия, будучи вынесенной на широкую публику?..
Поставил эту франко-чешско-бельгийскую комедию режиссёр Ксавье Джанноли, в далёком 1998-м году удостоенный «Золотой пальмовой ветви» за лучшую короткометражку; из полного метра в наш прокат выходил его «Суперстар».
«Машина времени Сэма Клемке»
В 2011-м году уроженец Колорадо Сэм Клемке выложил на YouTube шестиминутный ролик, смонтированный из записей, сделанных им за тридцать с лишним последних лет — с тех пор, как в 1977-м ему подарили кинокамеру. Видео собрало миллион просмотров, а главное — заинтересовало австралийского режиссёра Мэттью Бейта, который связался с Клемке и предложил смонтировать из десятков километров отснятой тем плёнки полнометражный фильм.
Трейлер фильма «Машина времени Сэма Клемке»
В своих отчётах, которые он регулярно записывал ещё до появления интернета, социальных сетей и такого понятия как «селфи», Клемке рассказывал в первую очередь о самом себе — о делах и планах, успехах и мечтаниях. Менялся он — вместе с ним менялся и окружающий мир, что также находило своеобразное отражение в его рассказах.
И вот в результате сложился завораживающий документальный портрет среднестатистического американца — амбициозного, но ленивого, нарциссирующего, но так ничего, по сути дела, не добивающегося. Такое неожиданное продолжение «Отрочества» — от семнадцати и дальше, — но не игровое, а всамделишное. И тем, конечно, по-настоящему любопытное.
«Златан. Начало»
Ещё одна документальная картина (Швеция — Италия — Нидерланды) — уже о подлинной знаменитости. Златан Ибрагимович — шведский футболист, которого называют одним из «главных харизматиков современного футбола». Режиссёры Фредрик и Магнус Герттены раздобыли для своего фильма уникальный архивный материал, в котором оператор клуба «Мальме» следит за самыми первыми шагами Златона в профессиональном спорте.
Трейлер фильма «Златан. Начало»
Сейчас Ибрагимовичу уже 34 года, на его счету — игра за семь клубов, 62 гола за сборную Швеции, масса кубков и титулов, изрядное богатство и сложившаяся личная жизнь. Короче, фильм о нём — самое то для похода в кино тем, кто со всё возрастающим нетерпением ждёт начала Чемпионата Европы.
«Неслабый пол»
Комедия Дженнифер Финниган и Джонатана Силвермена, семейного и творческого союза, интересна в первую очередь тем, что главную роль в ней играет 37-летняя Мена Сувари, звезда «Красоты по-американски» и «Американского пирога», обладавшая в начале века изрядным потенциалом, но спустившая его в итоге непонятно куда. В этой ленте ей досталась роль женщины, пережившей тяжёлый развод и озлобившейся на весь мужской род без исключения. Замутить с ней пытается беспринципный адвокат Винс (Джофф Стульц), да не так-то это просто — ведь Джейн оказывается лучше его по всем показателям…
Трейлер фильма «Неслабый пол»
«Птичка»
Российский фильм в постановке молодого перспективного режиссёра Владимира Бека стоит в нашем обзоре последним только потому, что выходит в какой-то уж совсем преограниченный прокат — утренними сеансами в двух, кажется, столичных кинотеатрах. И даже не поймёшь, что это — попытка избежать всероссийского скандала или же реальная оценка кассовых перспектив картины?.. Тем не менее, рассказать о «Птичке» всё же стоит — вдруг кто всё же решит её поймать и рассмотреть поближе.
Действие картины разворачивается в летнем лагере, где созрел естественный, но в то же время болезненный любовный четырёхугольник. В ходе дружеской игры вожатая Рита поцеловала мальчика Диму в щёчку, тот быстро воспылал к ней тёплыми чувствами — но вскоре обнаружил, что по-настоящему девушка заигрывает со своим ровесником Пашей, вожатым другого отряда. А в того в свою очередь влюблена девочка по прозвищу Лента — также остающаяся без внимания со стороны уже «выросшего» юноши. Обиженные судьбой «малолетки» вынуждены сговориться, чтобы попытаться заставить своих «неверных» возлюбленных обратить на себя внимание…
Трейлер фильма «Птичка»
"Птичку" можно было бы назвать «скандальной», не будь на самом деле она настолько невинной. Нет, не настолько невинной, конечно, как легендарные «Сто дней после детства» — что-то «запретное» тут всё-таки происходит. Скорее, история Бека — неопределённая: не совсем понятно, предназначена ли она собственно для подростков (в качестве фильма, рассказывающего непосредственно о них) — или же рассчитана на более взрослых зрителей, которым по летним лагерям осталось уже разве что ностальгировать?.. Эта двойственность авторской позиции слегка омрачает восприятие и сказывается потом на послевкусии.
В январе фильм участвовал в конкурсной программе заметного московского кинофестиваля «2morrow/Завтра», а до этого его мировая премьера состоялась не абы где, а в Риме. Главные роли исполнили Саша Рыбакова, Матвей Иванов, Маргарита Толстоганова и Пётр Скворцов, одним из продюсеров ленты выступила Елена Яцура.