Энергетики возобновили работу одного из энергоблоков Южно-Украинской АЭС. Ее аварийная остановка стала уже девятой с начала года и произошла как раз в тот момент, когда профильный министр выступал в Верховной раде. Министр сам назвал положение в отрасли «критическим». Что происходит с ядерной энергетикой Украины?
В понедельник министерство энергетики и угольной промышленности Украины и госкомпания «Энергоатом» объявили, что Южно-Украинская АЭС в четверг завершила загрузку активной зоны реактора третьего энергоблока. Причем в него загружено сразу и российское, и американское топливо: 80 топливных кассет российской компании «ТВЭЛ» и 83 упрочненные тепловыделяющие сборки (ТВС-WR) компании Westinghouse.
Энергоатом заверяет, что загрузке предшествовала скрупулезная проверка. Примечательно, что сразу, наутро после загрузки, произошла аварийная остановка соседнего – второго – энергоблока. На нем в пятницу сработала аварийная система защиты. В ночь на субботу работу блока восстановили, тем не менее, как сообщала газета ВЗГЛЯД, аварийная остановка энергоблока стала уже девятой с начала года в украинской атомной энергетике.
Вестерос излучает угрозуКак сообщил в конце прошлой недели журнал Forbes в статье, на Южно-Украинской АЭС ранее произошла разгерметизация кассет с ядерным топливом, которое поставила на Украину Westinghouse. Правда, произошло это уже в реакторе третьего энергоблока, а не второго, который в пятницу был остановлен.
Напомним, «Вестингауз Электрик» (Westinghouse Electric) – это американо-японская компания, чье предприятие расположено в городе Вестерос (Швеция). В апреле она объявила о расширении этого предприятия – для обеспечения растущих поставок для реакторов российского проекта ВВЭР-1000 в страны Центральной Европы. Так, на Украину она рассчитывает в следующем году нарастить поставки до пяти–шести партий.
Компания уже много лет пытается заменить российское атомное топливо своим. Российские атомщики предупреждали, что американское топливо может быть небезопасным. Загрузка топлива Westinghouse уже раз привела в 2010 году к аварийной ситуации на Южно-Украинской АЭС. Тем не менее весной 2014 года Киев по политическим причинам заключил контракт с американцами до 2020 года.
Несмотря на предостережения экспертов, в марте прошлого года в реактор третьего энергоблока Южно-Украинской АЭС были загружены первые 42 топливные кассеты производства Westinghouse. Как пишет Forbes, разгерметизация двух из них была обнаружена вскоре – во время плановой остановки реактора.
Тем временем власти планируют уже в ноябре – декабре загрузить это топливо и во второй блок.
«Топливо Westinghouse остается фактором риска. Однако пока рано делать выводы, надо подождать данных МАГАТЭ. Инспекторы МАГАТЭ присутствуют на всех атомных станциях, а их отчеты обычно публикуются раз в месяц. Там должен быть отчет и об этой аварийной остановке», – заявил газете ВЗГЛЯД проработавший много лет в украинской атомной энергетике Алексей Анпилогов, ныне – руководитель фонда исторических исследований «Основание».
Эксперт предполагает, что само по себе топливо Westinghouse не было причиной последних аварийных ситуаций. «Но все проблемы, связанные с этой компанией, неприятны, они больно бьют по престижу и финансовому положению Энергоатома, выпукло показывают проблематику всей украинской атомной отрасли», – пояснил Анпилогов.
По его мнению, сотрудничество с Westinghouse только усугубляет положение атомной энергетики Украины. «Любой инженерный процесс базируется на том, что ТВЭЛы, ТВС или горшки обжигают не боги, а люди. И, конечно, Westinghouse в случае с Украиной получила замечательную опытную площадку, на которой может доводить свое топливо до кондиции. Но попытка Westinghouse пропихнуть такое некондиционное топливо, а Энергоатома – добиться мифической диверсификации поставок, это игра весьма неприятными картами. И для Энергоатома такой подход не сулит ничего хорошего», – цитировало эксперта РИА «Новости».
«Насалик (министр энергетики Украины – прим. ВЗГЛЯД) заявил, что Энергоатом как эксплуатирующая компания уже достаточно долго находится в состоянии недофинансирования, поиска каких-то суррогатов для своей деятельности, которым является в том числе и топливо Westinghouse», – подчеркнул Анпилогов.
Приставы тормознули атомную станциюПоложение в атомной энергетике – наиболее критическое за все время независимости Украины, заявил в пятницу и экс-президент Энергоатома, депутат Верховной рады Андрей Деркач. «В работе в настоящее время находятся всего семь блоков АЭС, два вышли в аварийный режим в течение последних суток. На Запорожской АЭС работают два атомных блока из шести», – посетовал он, комментируя участившиеся остановки украинских атомных блоков, передает «Интерфакс».
«Действующий министр топлива и энергетики вместе с министром юстиции в течение трех месяцев решают вопрос о разблокировании счетов Энергоатома. Три месяца! В сложившихся чрезвычайных условиях есть острая необходимость напрямую обратиться в МАГАТЭ с заявлением о неспособности нынешнего украинского руководства контролировать ядерную энергетику», – считает Деркач. Он напомнил, что месяц назад призывал Совет национальной безопасности и обороны провести специальное заседание по АЭС, однако его обращение, как и обращения других депутатов и профсоюзов Энергоатома, остаются без рассмотрения.
С депутатом согласился и сам министр Игорь Насалик. «Ситуация на сегодняшний день критическая, я вам честно говорю, начиная от того, что заблокированы все счета, уже более полугода, даже Энергоатома, а это основа энергетической системы Украины, и счета не работают. Заблокированы счета Центрэнерго, идут судебные решения, даже министерство – и то заблокировано, не может оплачивать электроэнергию», – посетовал Насалик. В частности, по его словам, самая большая проблема заключается в больших внутренних долгах. «Можем ли мы реформировать энергетический сектор, когда 30 млрд задолженности?» – риторически спросил Насалик, очевидно, имея в виду гривны.
Примечательно, что новость об очередной аварийной остановке пришла как раз тогда, когда министр вышел на трибуну парламента для доклада.
«Сейчас произошла остановка на Южно-Украинской АЭС, буквально 30 минут назад. Эти недостатки не возникли за месяц, это является следствием неправильной работы последние полтора года», – цитировал ранее Укринформ министра, выступавшего в пятницу утром в Верховной раде в рамках «правительственного часа». Когда депутаты спросили о причинах уже девяти аварийных остановок с начала года, Насалик объяснил их работой АЭС на максимальной мощности. Кроме того, министр напомнил о заблокированных счетах Энергоатома, из-за чего трудно поддерживать надлежащее техническое состояние АЭС.
Напомним, в марте Государственная исполнительная служба арестовала счета и имущество Энергоатома на 200 млрд гривен (около 8 млрд долларов), фактически остановив финансово-хозяйственную деятельность крупнейшей на Украине энергогенерирующей компании. Арест произведен по делу о взыскании задолженности в пользу ЗАО СП «Укрэлектроват».
Низкий Днепр и неграмотное правительство«Такого не было даже в лихие 90-е годы! Частная компания не получила оплаты за свою поставку и в итоге через суд добилась ареста всех счетов и Энергоатома, и министерства, – недоумевает Анпилогов. – Причем речь идет о сумме всего в несколько миллионов долларов. Как ни парадоксально, киевский режим не предпринимает никаких осознанных действий для разморозки этих счетов, чтобы обеспечить не частные интересы какого-то поставщика, а режим безопасности миллионов украинских граждан – да и граждан других стран, как мы понимаем на примере Чернобыля».
Кроме финансового, Анпилогов видит и другой фактор, угрожающий безопасности АЭС. «Самое неприятное то, что власти сейчас всячески побуждают Энергоатом использовать атомные блоки как «маневренные». Если блок выдает в сеть не постоянное напряжение, а работает волнообразно, меняет свою мощность на протяжении суток, что ни в какой штатной документации не предусмотрено, то это рискованно. Именно в похожей ситуации и произошла катастрофа в Чернобыле. Но властям это сейчас необходимо в силу кризиса в энергетике в целом – чтобы обеспечивать суточные перетоки, закрывать бреши там, где света не хватает», – пояснил эксперт.
«Ожидается, что год будет засушливый, значит, будет низкий уровень в водохранилищах Днепра. Плюс продолжаются проблемы с поставками угля из Донбасса, а ведь обычно ГЭС и ТЭС использовались для маневрового регулирования. Все это вынуждает по факту использовать как маневровые атомные электростанции. Еще один фактор – свертывание сотрудничества, в том числе перетока энергии с Россией. В общем, атомные блоки оказываются заложниками ситуации. Неграмотные «эффективные менеджеры» вынуждают их брать на себя роль, которая им несвойственна», – возмущается Анпилогов.
«Украинское правительство само загоняет ситуацию в угол. До сих пор атомную энергетику киевский режим рассматривает как дойную корову, за счет которой можно содержать и альтернативную энергетику – солнечную и ветряную, и неэффективные тепловые станции, да еще и при этом во всей красе обеспечивать чудовищный уровень коррупции. Тариф атомной энергетики остается не тарифом развития, а тарифом выживания – он до сих пор самый низкий из всех генерирующих мощностей на энергетическом рынке», – отметил он.
То есть, пояснил глава фонда, Энергоатом дотирует всю «зеленую» энергетику Украины. «Она, конечно, уменьшилась с уходом Крыма, но в Херсонской и Николаевской областях по-прежнему строятся солнечные электростанции, которые оказываются просто золотым дном для частных инвесторов. Это все происходит за счет обнищания атомной отрасли, что в первую очередь отражается на безопасности», – подытожил эксперт.
Текст: Юрий Зайнашев