Чтобы знать, что ждет впереди, украинцам нужно внимательно перечитать и переосмыслить все, что им говорилось раньше. Не только противными россиянами, которым никакой веры нет, но и честными западными партнерами. Которых не понимали.
Уверен, такой экскурс в недавнее прошлое поможет им разобраться и в настоящем, и в будущем.
Вчера в Брюсселе Торстен Волерт, представитель Группы Еврокомиссии по поддержке Украины, окончательно разбил надежды гарных хлопцев и дивчин на лучшую жизнь. Он довольно цинично и вместе тем предельно откровенно заявил: «Каждый на Украине понимает, что ситуация, когда дешевая энергия субсидируется третьей страной, в частности Россией, является вопросом прошлого».
Перевожу: кроме России нет, не было и не будет дураков продавать вам газ задешево. С российской иглы мы вас сняли, теперь выживайте, как хотите.
Мы давно говорили, что дешевый газ — это счастье, которого украинцы никогда не ценили, что новые власти обязательно вгонят страну в нищету, стоит им отвернуться от России. В принципе, даже борщ становится роскошью, потому что долго готовится, и на одну кастрюлю уходит много газа. Будущее Украины — быстрорастворимые блюда. Одного чайника должно хватать, чтобы приготовить первое, второе и залить кипятком стакан с одной ложкой кофе.
Причем, если пользоваться электрическим чайником или, тем более, термопотом, то на кофе воды, пожалуй, уже не хватит. Разве что по воскресеньям можно себя побаловать.
Самое удивительное, что об этих же мрачных перспективах предупреждали и европейцы. Тот же Торстен Волерт год назад объяснял, что для будущего сотрудничества Украины и ЕС очень важна деполитизация энергетики, честная конкуренция на энергорынке, а также понятные и прозрачные правила. Что, собственно, и означает тотальное обнищание населения, в массе своей к конкуренции с Европой неготового.
Просто заезжий европеец не разжевал свою мысль: раз Украина желает синхронизировать свою энергосистему с ЕС, то прежде всего требуется поднять цены до европейского уровня. А поскольку не разжевал, главного никто не услышал, в головах его слушателей забулькал борщ из разрозненных сведений, полученных во время Майдана: безвизовый въезд, пенсии и дороги, как в Европе. И зарплаты, конечно.
Но зарплата — это не его дело, за зарплату Торстен Волерт не отвечает. Да, собственно, никто не отвечает за зарплату — повышением доходов в странах Запада занимается само трудоспособное и, надо отдать ему должное, трудолюбивое население. А на Украине жизненный уровень прочно спаян с теми, кто в данный момент находится у власти. Украинцы почему-то решили, что их влияние на повышение собственного жизненного уровня ограничивается добротным Майданом — то есть, личным участием в выборе себе начальника.
Ведь за что снесли Януковича? За то, что свидомым громадянам жилось при нем плохо. Поставили другого, при котором жить станет хорошо. То есть, между президентом и сытным борщом с пампушками в сознании свидомых громадян каким-то неведомым образом была изначально установлена причинно-следственная связь.
Такая же причинно-следственная связь была установлена с хорошим Западом и плохой Россией. Порвем с восточной соседкой — и наконец заживем, а Запад даст денег.
Я не представляю, что должно твориться в головах наших небратьев теперь, когда за причинами, которые они лихо устранили, не наступает следствие. Ведь все было сделано правильно, с душой и своевременно. Ни в чем не ошиблись, ничего не пропустили!
Они даже не поддались на москальскую пропаганду, как их и просили западные партнеры. Старательно спилили сук, на котором сидели со всеми удобствами, смело бросились в омут, не умея плавать и без спасательного круга. Может быть, недостаточно быстро и ритмично работали ножовкой или не слишком резво бежали к омуту?
Дело, конечно, не в резвости-ритмичности, а в недопонимании. Украинцы все время думали, что им рассказывают о повышении зарплат до европейского уровня, европейцы же всегда имели в виду рост до европейского уровня прежде всего тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Представляю, как они удивлялись, видя радость победителей «революции гидности», когда им рассказывали о деполитизации энергетики и честной конкуренции на энергорынке. Ибо о такой халяве, что у них была, европейцы никогда и не мечтали. А эти весь Майдан ликовали оттого, что халява заканчивается, и теперь им за все придется платить из своего кармана. Пожалуй, в мире уже не осталось тех, кто мыслит так своеобразно.
Газета «Сегодня», перечислив выгоды от единой с ЕС энергосистемой, год назад закончила главным достижением: «Украина снизит зависимость от России в энергетике. Синхронизация с европейской энергосистемой подразумевает отсоединение от российской энергосистемы. Страна успешно съезжает с российской газовой иглы, то же самое должно произойти с иглой энергетической и угольной».
Поняли тайный замысел? Я — понял: вместо российской иглы украинцы хотят сесть на европейскую. Она гораздо демократичнее. То, что при этом куда длиннее, а колется больнее — не обсуждается.
Запад, видя такое дело, умело составляет свой гербарий, накалывает украинцев один за другим на картонку и любуется трепыхающимися мотыльками, прилетевшими на европейский свет. Им говорят уже в открытую, не таясь: забудьте о беспечно-сытой жизни, ваша задача — приносить пользу Европе. Газ и электроэнергию продадим по нашим демократичным ценам. Найдете деньги — получите. . А нет так нет.
«Это должно субсидироваться внутри страны, но только вопрос, кто это должен делать», — зловеще сказал вчера Торстен Волерт, имея в виду услуги ЖКХ. Совсем перестал выбирать выражения представитель Еврокомиссии. Понимает ведь, что у населения денег нет, осенью начнется кризис неплатежей, и никаких субсидий у нищего государства не хватит, чтобы покрыть нехватку средств.
«В Луцке конфискована и продана с молотка первая квартира за коммунальные долги», — свидетельствует лидер «Союза левых сил» Василий Волга. Летом, конечно, ничего тотального не произойдет — тепло на улице. А вот ближе к зиме, думаю, о выселениях мы еще услышим.
Итак, половина мечты реализована — коммунальные платежи украинцев с 1 мая сравнялись с евросоюзовскими. Осталась ерунда: научиться зарабатывать на родине столько же, сколько зарабатывают в Европе. Хотя бы для того, чтобы иногда варить свой любимый борщ. Хотя бы без мяса.
Павел Шипилин