Грузия — «спаситель от геноцида»?. В последнее время общественные и политические организации в США и Турции пытаются раскрутить так называемую «черкесскую карту» с целью дестабилизации российского Северного Кавказа. Не прекращаются попытки ввести в оборот термин...
Грузия — «спаситель от геноцида»?
Владислав Гулевич, 29 Мая 2016, 17:29 — REGNUM В последнее время общественные и политические организации в США и Турции пытаются раскрутить так называемую «черкесскую карту» с целью дестабилизации российского Северного Кавказа. Не прекращаются попытки ввести в оборот термин «геноцид» по отношению к русско-черкесским отношениям с целью реализации своих геополитических планов по вытеснению России с Кавказа.Не случайно «геноцид» черкесов признала Грузия во время президентства Михаила Саакашвили (пришёл к власти в результате проамериканского переворота). Не случайно тему «геноцида» пыталась обыграть Украина, где тоже произошёл проамериканский госпереворот. Но правомерно ли использовать термин «геноцид», вошедший в юридическую практику во второй половине 1940-х годов, применительно к событиям, имевшим место в XIX в. Геноцид — это сознательная политика государства по уничтожение лиц по этническому или религиозному признаку. Такой цели Российская империя перед собой никогда не ставила, ни в отношении черкесов, ни в отношении какого-либо другого народа или этноса, в отличие от гитлеровской Германии, где политика по уничтожению отдельных народов была возведена в ранг государственной.До конца 1810-х гг. русская политика на Кавказе была исключительно оборонительная, но западные историки предпочитают этого факта не замечать. В течение почти 50 лет, включаемых отдельными адыгскими общественными лидерами в Кавказскую войну и относимых к «геноциду», Россия стояла на правобережье р. Кубани, не посягала на земли черкесов и переходила р. Кубань и р. Лабу только в крайнем случае — в ответ на набеги горцев. В течение всего этого периода Россия стремилась к миру, пыталась торговать с ними, не вступать в конфликты. Россия, в отличие от Турции и стран Ближнего Востока, способствовала тому, чтобы черкесский народ совершил огромный рывок в своем развитии: российские черкесы обрели письменность, возможность получать образование, развивать свою культуру, науку, литературу, что впоследствии дало толчок для формирования черкесской интеллигенции. В России Шора Бекмурзин Номов создал в 1840 г. адыгейскую грамматику. В России Кази Атажукин создаёт кабардинский алфавит и букварь. Я не слышал случаев в истории человечества, чтобы народ, подвергаемый геноциду, мог создавать культурные ценности при власти, которая этот геноцид творит.В советское время возникли национально-административные образования с черкесским населением: Абхазия, Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. В зарубежных странах, где существуют черкесские диаспоры, такие образования отсутствуют.Российская Федерация на деле отстаивает права представителей черкесского этноса, примером чего может служить факт признания в 2008 г. независимости Республики Абхазия.Главной целью командира Отдельного Грузинского корпуса и управляющего по гражданской части на Кавказе и в Астраханской губернии генерала А.П. Ермолова было остановить регулярные набеги на поселения, находящиеся под защитой России. Он действовал жестко, но ни о каком тотальном истреблении местного населения речь идти не могла. Ермолов осознавал, что задача России не завоевать Кавказ, а обустроить его и дать импульс к дальнейшему самостоятельному развитию с вовлечением местных жителей в региональные экономические отношения.В 1861 и 1862 гг. император Александр II дважды встречался с черкесскими представителями, убеждая их прекратить сопротивление и гарантируя им сохранение самоуправления под властью империи.Грузинский парламент, признавший 20 мая 2011 года «геноцид Российской империи против черкесского народа» и объявивший Россию агрессором и «колониалистом», не принимает во внимание тот факт, что именно Грузия была самым непосредственным образом заинтересована в укреплении России на Северном Кавказе и победе в Кавказской войне, так как сама с XVIII века добровольно находилась под военным протекторатом России.В XIX веке политические интересы России и Грузии были сплетены самым тесным образом. Грузинское дворянство считалось главным проводником имперской политики на Кавказе, а сотни офицеров грузинского происхождения несли службу в рядах русской армии. Именно в Тифлисе находилась ставка командующего Отдельным Грузинским (позже — Кавказским) корпусом. Кроме того, грузинские царства и княжества тоже находились в состоянии войны с горцами, и регулярно подвергались нападению со стороны последних.Сегодня Тбилиси пытается использовать «черкесский вопрос» для решения собственных сиюминутных политических задач — дискредитации России на международной арене. Такая провокационная политика Грузии вносит осознанный раскол как в международное, так и в региональное сообщество народов и государств Кавказа.Нынешние власти Грузии, выступающие в роли «главных защитников» адыгских народов, стыдливо умалчивают о том, что многие представители грузинской элиты в качестве офицеров русской армии участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе в XIX веке и параде на Красной Поляне 1864 г. Поэтому Грузия тоже несет непосредственную ответственность за события того времени. В свою очередь многие представители современного поколения грузинских политиков участвовали в уничтожении абхазо-адыгов во время войны в Абхазии 1992−1993 гг.Большинство российских черкесов выступают против создания «независимого черкесского государства» под протекторатом Тбилиси, осознавая, что только в России не на словах, а на деле соблюдаются права национальных меньшинств. Народы России имеют возможность свободно изучать свою историю, культуру и традиции, говорить на родном языке. В то же время в Грузии проводится неприкрытая кампания «грузинизации», имеющая целью ассимилировать нацменьшинства. Нежелание мириться с такой дискриминационной политикой грузинских властей привело к войнам в Абхазии и Южной Осетии. Продолжаются притеснения других нацменьшинств, проживающих в Грузии: армян, азербайджанцев, греков, турок-месхетинцев и др. Ещё хуже обстоит ситуация в Турции, где согласно конституции страны «каждый гражданин Турции — турок», независимо от его национальности. Дискриминации со стороны официальной Анкары подвержены многие нацменьшинства страны: курды, армяне, греки, грузины и др.Беспредельным лицемерием турецких властей является содействие в продвижении идеи «геноцида черкесов», в то время, как сама Турция в недавнем прошлом совершила чудовищный геноцид армян, признанный 29 странами мира.Усилия США и их союзников, продвигающих идеи «геноцида черкесов», продиктованы не заботой о черкесах, а конъюнктурными интересами в противостоянии с Россией. Трагедия черкесов для них не имеет никакого значения; Приход России на Кавказ несравним с приходом европейских колонизаторов в Америку и Индию, с оккупацией немецкими нацистами Восточной Европы. Народы Кавказа в XVIII—XIX вв. неизменно рассматривались руководством России в качестве самостоятельных субъектов региональной политики, с которыми велись войны и заключались мирные договоры и военные союзы, осуществлялась торговля.Нацисты в ходе Второй мировой войны, а отчасти и европейские колонизаторы в Америке и Индии, рассматривали завоеванные территории исключительно как свои колонии, где местное население было лишь экономическим «средством». Всем известна страшная судьба американских индейцев при колонизаторах и судьбы жителей России, Украины, Белоруссии, Польши, Югославии при нацистской оккупации в годы Второй мировой войны. Ничего похожего во время Кавказской войны не происходило.Кавказские войны — трагедия для всех участвовавших в них народов, включая русский. Это было длительное противостояние с неоправданно большим количеством жертв, в котором в определенные периоды и на определенных территориях перевес оказывался на разных сторонах. Но эти события не были похожи на избиение беззащитных и несопротивляющихся людей.Местное население неоднократно само начинало боевые действия. Черкесы рассматривали русские поселения на правобережье р. Кубани как удобную цель бытовавшей у них набеговой системы хозяйствования, в которой грабежи соседей были крайне важным элементом жизнеобеспечения. Более того, набеги и захват людей в рабство считалось у местных народов самым почетным ремеслом, возведенным в ранг культа, т.к. зачастую именно по количеству рабов определялось богатство и социальный уровень человека. Участь подобных пленников, как правило, была печальна — их гнали к побережью и продавали в Османскую империю.До прихода русских на Кавказ адыгское общество не было единым, о чем упоминают почти все ученые и путешественники того времени, посещавшие Северный Кавказ. Задолго до Кавказской войны в регионе противостояли друг другу различные социальные и национальные группы, что не позволяло адыгскому обществу сформировать единое государство. Из-за отсутствия к началу войны единой кавказской общности некорректно называть Кавказскую войну «освободительной», «русско-черкесской» и тем более «русско-кавказской». Кавказская война состояла из нескольких войн, и в значительной степени приняла и для России, и для народов Кавказа характер гражданской войны, так как на службе императорской России состояли многочисленные формирования из числа местного населения.На стороне России на всем протяжении Кавказской войны сражалось большое количество адыгов-мусульман, даже в конце войны, после того, как под влиянием Шамиля война с Россией приняла характер религиозной войны против «неверных». Большое число простых горцев переходило на сторону России и записывалось в казаки, чтобы получить личную свободу и вырваться из системы рабовладения.Тема «геноцида» черкесского народа вписывается в общую канву политики Запада в Кавказском регионе. Пока Чёрное море остаётся вне полного контроля НАТО, тема «геноцида» черкесов будет регулярно выплывать в нужное время, в нужном месте.
Владислав Гулевич