» » Летающий 7-этажный дом шириной с футбольное поле: на что способны российские небесные гиганты

Летающий 7-этажный дом шириной с футбольное поле: на что способны российские небесные гиганты

Автор: admin 355  
Летающий 7-этажный дом шириной с футбольное поле: на что способны российские небесные гиганты

Было время, когда этот вид военной авиации именовался «авиацией особого назначения». Прообразом нынешней Военно-транспортной авиации стала специальная авиагруппа, оснащенная тяжелыми транспортными самолетами ТБ-1 и легкими Р-5, сформированная в Иваново. Этот вид авиации появился в 1931 году, когда возникла задача по выброске воздушного десанта. С этого момента и ведет свою историю Военно-транспортная авиация России, справляющая в этом году свое 85-летие.

Сегодня ВТА - одна из основных составляющих Воздушно-космических сил страны. Спектр задач этого рода авиации максимально широк - от выброски десанта до перевозки боевой техники и оборудования во все уголки планеты, в зоны военных конфликтов и места ликвидации последствий стихийных бедствий. О том, на что способны воздушные гиганты в небе и на земле, как готовятся экипажи для российской ВТА и каким быть «воздушным извозчикам» российской армии в будущем, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном впуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

Исполины небес

Самолет Ил-76 - основная машина российской Военно-транспортной авиации. В России его ласково зовут «Илюшей», а на Западе - «Кэндид», что в переводе означает «прямой», «бесхитростный». Он действительно «прямой», то есть простой и понятный в управлении, невероятно надежный в эксплуатации. В случае отсутствия оборудованной бетонной взлетно-посадочной полосы Ил-76 способен садиться и взлетать прямо с грунта, и даже - со снежно-ледового аэродрома.
Оказывается, во время недавних съемок популярного кинофильма «Личный номер», в сцене посадки Ил-76 на стройплощадку, использовался... реальный самолет! Правда, уже подготовленный к списанию. Как вспоминает его пилот генерал-майор Александр Ахлюстин, у 90-тонной машины, приземлявшейся на скорости в 200 километров в час, из последствий такой сверхжесткой посадки оказалась лишь сломанная стойка шасси, потекшая жидкость и разбитые фары.
Пилоты «летающих грузовиков» способны и не такие «фокусы». Виртуозно пройти над землей на предельно малой высоте, совершить посадку с ювелирной точностью. И все это – на машинах рекордной грузоподъемности. Российскому Ан-124 «Руслану» натовцы присвоили термин «Кондор» - по имени самой крупной птицы западного полушария. Эти самолеты в свое время побили не один десяток рекордов. Поднимали груз в 170 тонн, пролетали с максимальной загрузкой по пять тысяч километров без посадки. Кроме того, «Руслан» - самый тяжелый самолет в мире, способный совершать взлеты и посадки на грунт. Рекордны и размеры этой машины: высота - 21 метр (с 7-этажный дом), размах крыла - 73 метра (почти футбольное поле).

Кремлевские пируэты

Аэродром Сеща на Брянщине знают все, кто имеет хоть какое-то отношение к военной авиации. Здесь базируются знаменитые «Русланы». После распада СССР эти машины замерли на приколе: из-за нехватки средств заправлять и обслуживать их не было возможности... Сегодня инженеры ВТА готовят машины к полетам. В Сеще уже вернули к жизни десять «Русланов», которые еще немного - пошли бы на утилизацию.
Самолет модели Ан-124 - уникален. Оригинальна даже схема его загрузки. Машина будто приседает, когда техника заезжает в ее грузовой отсек. Готовность к погрузке не превышает двух с половиной минут. По словам командира 566-го отдельного военно-транспортного авиаполка, военного летчика 1-го класса, полковника Максима Оксса, рампа «Руслана» спокойно выдерживает вес любого танка. А грузовиков марки «КамАЗ» в грузовой отсек Ан-124 влезет сразу восемь штук.
Пассажирский салон в этом самолете рассчитан на 80 человек. Имеются места отдыха для сменного экипажа еще на шестерых, есть туалет, кухня, где можно приготовить чай, кофе, разогреть готовую пищу и даже пожарить яичницу. Это действительно необходимо, ведь перелеты занимают порой по 10 - 12 часов, говорит Максим Оксс.
В последние годы самолеты ВТА - неизменные участники воздушной части военного парада на Красной площади. Подготовка к вылету начинается заранее: все моменты летчики обговаривают еще на земле. Курс, эшелон, места аварийных посадок. На Кремль, помимо основной тройки транспортников, выходит запасной борт – в качестве необходимой подстраховки. Вылет курсом на Кремль – в 9,15 утра. Когда до Красной площади остается четыре минуты тройка транспортников встраивается в общую авиационную «колонну» Это тоже - ювелирная работа, ведь для воздушной части парада (для самолетов и вертолетов всех классов) необходимо собрать вместе машины, вылетевшие с аэродромов в Саратовской, Ивановской, Тверской, Брянской областей и из Подмосковья.

Афганский заход

Дата рождения Военно-транспортной авиации – 1 июня 1931 года. Именно в этот день был сформирован тот самый первый специальный авиаотряд для высадки десантников. К слову, в дальнейшем самолеты ВТА использовались не только для десантирования личного состава. Были модели транспортников, которые могли применяться для перевозки на своих крыльях других самолетов - классом поменьше. Военно-транспортный самолет таким образом «подбрасывал» к месту боевого применения истребители, то есть выступал в роли, скажем так, воздушного авианосца.
Самым массовым военным транспортником второй половины XX века можно считать машину Ан-12. Генерал Александр Ахлюстин летал именно на таких. На своих тяжеловесах он научился даже пикировать. Такой способ посадки с максимальным креном позже назовут «афганским заходом», так как применялся он на военных аэродромах Ограниченного контингента с целью уклонения от возможных ударов зенитными средствами с земли и с горных склонов. По словам генерала, экстремальные способы взлета-посадки применялись и во время его службы в Эфиопии: снижение производилось здесь с креном до 45 градусов, что позволяло фактически «крутиться» вокруг полосы в охраняемой зоне, не допуская обстрела с земли. Для сравнения: угол снижения обычных гражданских самолетов не превышает пяти градусов...
Сегодня новое слово в Военно-транспортной авиации - Ил-76МД-90А. По словам командующего ВТА генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова, этот самолет только внешне похож на испытанный временем Ил-76.
«И по начинке, и по тяговооруженности, и по крылу, и по ряду других систем - это совершенно новый самолет», - подтверждает генерал.
К примеру, вместо старых приборов здесь - жидкокристаллические дисплеи. А еще на машине внедрен принцип максимальной автоматизации. Летчики, как отмечает Владимир Бенедиктов, только контролируют действия автоматики. Кроме того, грузоподъемность нового Ила как минимум на 30 процентов больше по сравнению с предыдущей моделью. Тяговооруженность удалось повысить за счет конструктивных особенностей, почти незаметных снаружи, а также применения новых двигателей, сделанных, к слову говоря, в России.
Ил-76МД-90А, как и прежние варианты 76-й модели, можно использовать для выполнения самого широкого спектра задач. Десантирования техники с помощью тяжелых парашютных систем, перевозки личного состава (для этого ставится второй этаж), для тушения пожаров (баки с водой загружаются внутрь фюзеляжа). В случае эвакуации раненых Ил-76 превращается в летающий госпиталь с реанимационным оборудованием.

От Арктики до Сирии, далее - везде

Военно-транспортная авиация России способна на все. Мало кто знает, но именно ВТА при необходимости перевозит машины президентского кортежа. А недавно самолеты военно-транспортной авиации Минобороны России занимались вывозом багажа российских туристов с курортов Египта - Хургады и Шарм-эль-Шейха, в связи с приостановлением авиационного сообщения с этой страной. К слову, при необходимости с борта транспортника можно открывать огонь (для этого в хвосте самолета имеется спаренная авиационная пушка), а также выполнять бомбометание. По словам пилотов, на пилоны крыльев можно подвесить бомбы весом до 500 килограммов.
Под «эгидой» ВТА работают и самолеты дальнего обнаружения А-50. Это и летающий сверхмощный радар, и диспетчерская вышка в одном корпусе. Он позволяет не только обнаружить любой вражеский самолет или ракету, но и скорректировать на них истребитель или систему ПРО. На борту уникального самолета специалисты работают с надетыми парашютами: в случае возникновения внештатных ситуаций они должны будут покинуть борт.
Сегодня ВТА претерпевает свое второе рождение. Вводятся в строй новые самолеты, появляются новые аэродромы. По словам генерала Бенедиктова, принято принципиальное решение по расширению географии базирования частей ВТА.
«В ближайшее время мы планируем расширение базы на аэродроме Ульяновска, кроме того, прорабатывается ряд других аэродромов: в восточной части страны, на территории Урала, Сибири».
Временный аэродром сезонной годности со снеговым покрытием для посадки самолетов Военно-транспортной авиации впервые создан и на острове Земля Александры архипелага Земля Франца Иосифа. Длина взлетно-посадочной полосы составляет здесь 2,5 тысячи метров, а летные экипажи заходят на посадку по приводным радиостанциям с обязательным визуальным контролем полосы. Аэродром предназначен для доставки личного состава и грузов в Арктический регион.
Совершенствуется и система подготовки пилотов. В Иваново действует один из крупнейших центров переподготовки летчиков ВТА для работы на международных воздушных линиях. Посетившие не так давно этот центр пилоты из Великобритании были шокированы, когда узнали, что количество тяжелых транспортных самолетов здесь больше, чем вся численность ВТА их страны. В целом стоит отметить, что по итогам 2015 года командование Военно-транспортной авиации стало лучшим объединением Воздушно-космических сил России. Средний налет на командира экипажа составил более 170 часов, а на молодого летчика - более 200 часов. Общий налет ВТА превысил 50 тысяч часов.
В 2015 году летный состав ВТА принимал участие во всех внезапных проверках военных округов, стратегическом КШУ «Центр-2015», учениях, проводимых в ВКС, обеспечивал учения Сухопутных и Воздушно-десантных войск, был задействован в конкурсе «Авиадартс-2015». Как сообщили в Управлении пресс-службы и информации Минобороны России, в рамках подготовки инфраструктуры аэродрома Хмеймим на территории Сирийской Арабской Республики экипажами Ил-76 и Ан-124 «Руслан» было выполнено более 280 самолетовылетов и перевезено 13,75 тысячи тонн грузов. Военные транспортники и по сей день обеспечивают устойчивый «воздушный мост» с этим районом несения службы наших военных.
Автор: Дмитрий Сергеев

Фото: Вадим Савицкий/Минобороны РФ

  
Social comments Cackle

Новости партнеров