» » Заметки о сфере услуг

Заметки о сфере услуг

Автор: admin 245  
Заметки о сфере услуг

По состоянию на 2016 год более 80% работающих американцев было занято в сфере услуг, в так называемом третичном секторе экономики (tertiary sector), к которому относится множество профессий, определяемых, обычно, в пику традиционному “производительному” труду, о котором говорят применительно к сельскому хозяйству, промышленности и добыче ресурсов. Именно в сфере услуг используется основная масса так называемой «неквалифицированной» рабочей силы, например, в розничной торговле это продавцы, складские работники, кассиры. При таком широком распространении сферы услуг – более 15 миллионов человек работают только в одной розничной торговле - требуется нечто большее, чем стереотипное объяснение условий и задач. Даже в странах “первого мира” мы не можем и не должны забывать о важности перехода борьбы рабочих на отдельных предприятиях в революционную борьбу. Это значит, что мы, по крайней мере, должны точно понимать специфику отношений в этой области, равно как и то, какие трудности она влечет и как мы можем разрешить эти трудности, чтобы перейти от рутины ежедневной экономической борьбы к революционной классовой борьбе на стороне мирового пролетариата.
Прежде, чем перейти к вопросу о борьбе среди работников сферы услуг, следует рассмотреть несколько важных моментов, характеризующих как какой-то отдельный вид работы, так и всю сферу. Прежде всего, мы должны рассмотреть их место в производстве и то, как оно политизирует их общественное положение. Сфера услуг надежно заперта в рамках третичного сектора, того сектора, применительно к которому Маркс писал, что он включает в себя, главным образом, реализацию товаров, а не их производство. Этому сектору промышленный капитал жертвует часть извлеченной им в процессе производства прибавочной стоимости, передавая ее в сферу обращения капитала в качестве прибыли “торговца”. Под “торговцем" может пониматься кто угодно, от магазинных продавцов с почасовой оплатой до самозанятых специалистов, заключающих контракты с рекламными фирмами (хотя эти иногда относятся уже к четвертичному сектору, имеющему дело с информацией, тем не менее, они суть такие же паразитические наросты на теле промышленного капитала). Само собой, две эти профессии имеют между собой мало общего – за исключением принадлежности к одному сектору экономики. Тем не менее, ясно, что работники сферы услуг не производят прибавочную стоимость, а лишь способствуют ее реализации в качестве прибыли. Следовательно, не смотря на том, что обычно они организованы в соответствии с капиталистическими установками, эти работники не являются производительными в капиталистическом смысле, т.е. в смысле прибавочной стоимости.
Оригинал

  
Social comments Cackle

Новости партнеров