Фото: PIRO4D / pixabay
По документам Федеральной миграционной службы невозможно понять, работает ли человек на спецслужбы. Так в МВД России прокомментировали выводы о причастности к спецслужбам граждан Петрова и Боширова, которых британцы подозревают в отравлении бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.
Именно утечка данных о паспортах Петрова и Боширова легла в основу расследования Международной группы расследователей Bellingcat о связи этих россиян с ГРУ. Однако 19 сентября заместитель главы МВД Игорь Зубов заявил, что по базе ФМС определить связи граждан РФ со спецслужбами нельзя.
Он подчеркнул, что в ФМС «нет подразделений, подведомственных ГРУ или кому-либо еще». «Нет таких подразделений, физически нет», – цитирует ответ замминистра журналистам информационное агентство РБК.
Напомним, Сергей Скрипаль, бывший гражданин России, проживающий в Великобритании, и его дочь Юлия, приехавшая навестить его, были найдены без сознания на улице в начале марта. Было установлено, что в этот день они обедали вместе в ресторане, и первоначальные публикации связывали их отравление с этим заведением. Затем выяснилось, что о пищевом отравлении речи не идет: британский премьер Тереза Мэй позднее заявила в парламенте, что Скрипали были отравлены нервно-паралитическим веществом «Новичок», разработанным в России.
Скрипали, несмотря на тяжесть своего состояния, выжили; Юлия пришла в себя первой и даже дала интервью, не содержащие, впрочем, никакой информации по делу.
В Москве отвергли все обвинения, объявив, что химическое оружие Россия уничтожила в 2017 году под контролем Организации по запрещению химоружия. Однако версия о происхождении «Новичка» не была отброшена ни британской полицией, ни западными СМИ, а 30 июня интерес СМИ к отравлению вспыхнул с новой силой. В тот день в городе Эймсбери, который находится неподалеку от Солсбери, мужчина и женщина были обнаружены без сознания с признаками отравления неизвестным веществом.
В критическом состоянии были госпитализированы. Женщина скончалась. Через некоторое время после этого в печати появилась информация, что они отправились «Новичком» и что вещество они нашли случайно, во флаконе из-под духов. Гибель женщины объяснили тем, что она нанесла его на кожу, как духи. Однако откуда взялся сам флакон, было неясно.
О том, что в отравлении Скрипалей британская полиция подозревает конкретных лиц, стало известно 5 сентября, спустя почти полгода после того, как Скрипали были найдены без сознания на улице в Солсбери. Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила, что на подозрении у полиции оказались двое россиян, приезжавших в страну незадолго до отравления Скрипалей и, по версии полиции, связанных с ГРУ. Затем Скотланд-Ярб опубликовал фотографии двоих мужчин, которые, по его сведениям, звались Александром Петровым и Русланом Бошировым.
О том, что и Боширов, и обладатель очень распространенной в России фамилии Петров найдены и оказалось, что «криминальной составляющей» в их деле нет, журналистам заявил в ходе Восточного экономического форума 12 сентября президент России Владимир Путин. Он также отметил, что со стороны подозреваемых было бы разумно самим выйти на контакт со СМИ и ответить на вопросы. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в эфире телеканала «Россия 1» уточнил, что эти замечания главы государства были экспортом, как был неожиданностью для всех сам вопрос о них в ходе общения российского лидера с журналистами в ходе форума.
Сами Петров и Боширов отрицают связи со спецслужбами. 13 сентября в интервью главному редактору RT Маргарите Симоньян они рассказали, что приезжали в Солсбери как туристы. Перевозку чего бы то ни было во флаконе из-под духов они категорически отрицали. Интервью было записано на видео и опубликовано.
Манера держаться перед камерами, мимика и манера речи Петрова и Боширова оценивались различными экспертами, привлеченными прессой, самым разным образом. Наиболее популярными стали заключения о том, что оба подозреваемых что-то скрывают и что это связано, вероятнее всего, с их отношениями (что некоторые СМИ восприняли как указание на нетрадиционную ориентацию, а не как намек на возможные контакты по службе).
Между тем 16 сентября к истории об отравлении Скрипалей в Солсбери неожиданно присоединилась история о другом отравлении. Оно произошло в ресторане Prezzo, что всего в 300 метрах от ресторана, в котором в день своего отравления обедали Сергей и Юлия Скрипаль. И хотя полиция сразу отрицала, что «Новичок» имеет к этому какое-либо отношение, СМИ начали проводить аналогии, подчеркивая, что один из отравленных, как и Сергей Скрипаль, является бывшим гражданином России.
Затем стало известно, что пострадавшие – мужчина и женщина – были доставлены в больницу, и что состояние их является стабильным. Женщина пребывала в сознании. Позже были названы их имена. Отравленными, по данным таблоида The Sun, оказались 30-летняя уроженка Нижнего Новгорода, ныне гражданка Израиля модель Анна Шапиро и ее 42-летний муж, британец Алекс Кинг.
Анна назвала случившееся покушением со стороны российских спецслужб, передает газета «Известия». Она утверждала, что получала угрозы, и высказывала предположение, что российский президент Владимир Путин хочет ее уничтожить, поскольку она «отвернулась от страны».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что не может «никак» прокомментировать эти обвинения и не видит смысла реагировать на подобные сообщения. «Абсурдность подавляющего большинства информации, которая идет из Солсбери, абсолютно очевидна», – приводит слова Пескова информационное агентство ТАСС.
Британская газета The Telegraph написала, что отравление Скрипалей принесло Солсбери одни проблемы – туристы, мол, перестали туда ездить: их число, по информации издания сократилось на 12%, а рестораны городка пустуют. Однако, как пишет газета «Коммерсантъ», местный гид Наталия Холден говорит о сокращении рынка на 60-65%. Правда, она усматривает причины такого сокращения не в новостях об отравлениях, а в том, что Солсбери является городом дорогим, а фунт стерлингов растет в цене.
Другие эксперты подтвердили газете, впрочем, что туристы начали избегать Солсбери из страха, так как в июне от отравления пострадали случайные люди. По оценке жительницы Солсбери, сдающей там жилье туристам, теперь ситуацию могут исправить только время и правильный маркетинг.
Ольга Зайцева