[b]Если конфликтные межрелигиозные проблемы с внешней политики перекинутся на внутреннюю, для Турции это станет серьезным и опасным вызовом[/b]. Министерства иностранных дел Греции и Турции обменялись ударами по религиозным вопросам. Поводом для того послужило решение турецких властей...
Если конфликтные межрелигиозные проблемы с внешней политики перекинутся на внутреннюю, для Турции это станет серьезным и опасным вызовом
Станислав Стремидловский, 8 Июня 2016, 17:44 — REGNUM[/b] Министерства иностранных дел Греции и Турции обменялись ударами по религиозным вопросам. Поводом для того послужило решение турецких властей использовать величайшую христианскую святыню, храм Святой Софии в Стамбуле, который с прошлого века является музеем Айя-София, как место, где совершается ежедневный намаз и чтение Корана на весь период священного месяца Рамадан. Первый обряд провел глава государственного Управления по делам религий (Диянет),главный муфтий Мехмет Гермез. Бывшая глава греческого МИД Дора Бакоянни заявила, что решение о мусульманским молитвах в Святой Софии «превращает собор в мечеть», и назвала решение Анкары «провокационным и непостижимым актом», демонстрирующим «неуважение к православным христианам во всем мире». Официальное заявление последовало и со стороны министерства иностранных дел. «Мы осуждаем как регрессивное заявление турецких властей о чтении Корана в соборе Святой Софии в Стамбуле по случаю Рамадана, — говорится в ноте греческого дипломатического ведоства. — Навязчивые, граничащие с фанатизмом, мусульманские ритуалы, проводимые в памятнике мирового культурного наследия, непонятны и показывают отсутствие уважения и утрату с реальностью. Кроме того, такие действия не совместимы с современным, демократическим и светским обществом».В ответ пресс-секретарь МИД Турции Таню Биглич призвал Афины руководствоваться «здравым смыслом» и не путать «антиисламизм» с «современностью». По его словам, действия греческой стороны являются «неприемлемыми». Греция не позволяет построить мечеть в своей столице в течение многих лет, добавил Биглич, а также препятствует религиозной свободе турецкого меньшинства в Западной Фракии. «В связи с этим мы хотели бы напомнить, что уважение других религий и их форм поклонения входит в ценности современного, демократического и светского общества», — подчеркнул пресс-секретарь турецкого министерства. Проблемы строительства мечети и соблюдения религиозных свобод в Греции и раньше были в зоне внимания Анкары. 18 мая этого года турецкое дипломатическое ведомство уже выступало с заявлением, в котором назвало нынешнюю ситуация с турецким меньшинством в Западной Фракии «очень далеким» от «оптимистического мировоззрения греческих властей». Как сообщала турецкая газета Hurriyet Daily News, ранее Афины подвергли критике университетскую конференцию в Турции, где обсуждалась тема «Турецкая идентичность мусульман в Западной Фракии», увидев в этом «разжигание напряженности» среди греческих мусульман. Анкару раздражает то, что Греция квалифицирует меньшинство, проживающее в Западной Фракии как религиозное — мусульманское, и не хочет видеть его в качестве этнического — турецкого. Помимо того, Турция призывает Афины удовлетворить просьбы об открытии школ меньшинств, признать выборных в общинах муфтиев и вернуть гражданство этническим туркам, которые утратили его по статье 19 закона о гражданстве Греции 1955 года («лицо негреческого этнического происхождения, оставившее Грецию без намерения вернуться, может быть объявлено утратившим греческое гражданство»). Но при чем тут Святая София и чтение Корана? Депутат турецкого парламента от правящей партии Справедливости и развития (АКР) Шамиль Тайяр, уже «прославившийся» предложением сбить еще один российский самолет после поражения стамбульского баскетбольного клуба «Фенербахче» от московского ЦСКА в финале Евролиги, связал в единый клубок сразу несколько проблем. В своем блоге он сообщил, что поскольку «Соединенные Штаты теперь на стороне PKK [Курдской рабочей партии], а Германия придерживается лжи об [армянском] геноциде, поведение друзей сдвигается», и теперь «наша очередь. [Святая] София должна быть открыта для поклонения». Иначе говоря, в вопросе противодействия признанию Геноцида армян, одним из элементов которого стала соответствующая резолюция немецкого парламента, Анкара решила использовать религиозный фактор. Трансляции мусульманских молитв из Святой Софии — шаг первый. Вторым стало письмо, которое в адрес президента Турции Реджепа Эрдогана направил наместник Константинопольского патриархата Армянской апостольской церкви архиепископ Арам Атешян. В нем он осудил действия бундестага, утверждая, что голосование по этому «чувствительному вопросу» было «политизировано». Как отметил Атешян, трудная история армянского народа в настоящее время используется в качестве инструмента для того, чтобы «обвинять и наказывать турецкую нацию и Турцию на международной политической арене», намекая на «использование» армянского народа «империалистическими державами».Письмо архиепископа вызвало возмущение со стороны некоторых представителей армянской общины. Ведущая турецко-армянская газета Agos опубликовала обращение к Атешяну, апеллируя к его «здравому смыслу», считая использование официальной риторики турецких властей в отношении того самого убийства «оскорблением предков, погибших и оставшихся в живых». В самой Армении ряд оппозиционных депутатов назвали действия местоблюстителя патриаршего престола «беспрецедентным позором за всю армянскую историю» и призвали католикоса всех армян Гагегина II поднять вопрос о лишении сана Атешяна. Однако вряд ли стоит предпринимать какие-либо поспешные решения накануне визита в Армению в июне этого года папы Римского Франциска. Тем более мы не можем знать всех обстоятельств появления письма архиепископа. В Турции до сих пор живут армяне, сегодня они, хоть и меньшинство, да граждане, а что завтра — не станут ли заложниками? Итальянский католический портал AsiaNews уже предупреждал на днях, что признание немецким парламентом массовых убийств армян в 1915 году геноцидом может вбить непреодолимый клин между Берлином и Анкарой, а также между Турцией и Европой, и вспоминал, как 29 мая, на торжествах в честь взятия османами Константинополя, в соборе Святой Софии турецкий президент играл на имперской ностальгии, подчеркивая торжество Блистательной Порты перед Западом. И не только перед ним. Складывается впечатление, что Эрдоган сознательно не хочет играть со своими внешнеполитическими оппонентами на их «демократическом поле», а уходит в историческую архаику, считая, что там он сможет действовать более эффективно. Турецкий президент и раньше публично уделял немало внимания этническому фактору, вопросам крови, рассуждая, кто настоящий турок, а кто нет. Похоже, наступает время, когда и религиозный фактор, конфессиональную принадлежность, Анкара начинает эксплуатировать в международной сфере. Однако живя в стеклянном доме, опасно разбрасываться камнями. Если конфликтные межрелигиозные проблемы с внешней политики перекинутся на внутреннюю, для Турции это станет серьезным и опасным вызовом.
Станислав Стремидловский