Пластилиновое проклятие России
Во времена не столь отдаленные определение «надежного и информированного источника» часто звучало так: «Одна баба на базаре сказала». Но мы живем в век технического прогресса и сегодня роль «осведомленной рыночной торговки» зачастую играют анонимные, но популярные телеграм-каналы. Один из самых раскрученных таких каналов только что выдал «сенсацию»: не исключено, мол, что Путин до конца этого инициирует конституционную реформу, которая позволит впоследствии создать новую модель российской власти.
Смехотворно? Не просто смехотворно, а очень смехотворно — и при этом вполне себе серьезно. Я не думаю, что у авторов анонимных телеграм-каналов есть доступ к надежной и конфиденциальной информации из ближайшего окружения президента РФ . Но я думаю, что их прогнозы, вбросы и сливы являются отражением коллективных страхов и ожиданий российской элиты. Элиты, которая совершенно не понимает, как ей жить после Путина.
«Есть Путин — есть Россия. Нет Путина — нет России» - заявил в 2014 году нынешний председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин. По прошествии четырех лет вынужден признать, что в каком-то смысле Володин прав.
Той России, какая есть сейчас, после ухода Путина с должности первого лица государства действительно уже не будет. На ее месте возникнет какая-то другая Россия, чьи контуры сейчас совершенно не просматриваются.
Не слишком ли я преувеличиваю роль личности в истории? К сожалению, не слишком. В декабре 2009 года у занимавшего на тот момент пост церемониального президента России Дмитрия Медведева вырвался крик души: «Моя не реплика уже, а приговор. Реплики у вас. А то, что я говорю, в граните отливается». Отдавая должное самомнению и чувству юмора Дмитрия Анатольевича, хочу с ним все-таки несколько подискутировать.
Если пытаться уловить суть российской политической системы, то «гранит» - это не совсем верная аналогия. Более правильно, на мой взгляд, говорить о пластилине, который в зависимости от желания того, в чьих руках он находится, может приобретать абсолютно любую форму.
Поясню свою мысль на примере Америки Дональда Трампа. Почему недавняя процедура утверждения в Конгрессе кандидата в члены Верховного Суда Бретта Кавано превратилась в громкое и пошлое политическое шоу общенационального масштаба? Почему, стремясь заблокировать его кандидатуру, демократы шли на все возможные уловки, включая вытаскивание на белый свет обиженных подружек Кавано времен его бурного студенчества? Потому, что Верховный Суд — одна из несущих конструкций американской политической системы. От баланса сил и мнений между девятью членами этого органа курс Америки в некоторых ключевых вопросах общенациональной жизни зависит гораздо больше, чем от позиции президента.
И таких независимых от главы государства несущих конструкций в Америке несколько. Кроме Верховного Суда это, например, еще и конгресс, система ведущих СМИ, большой бизнес, многочисленные лоббистские организации и далее по списку. Президент США — заложник всех альтернативных несущих конструкций. Пытается, например, Трамп «поладить с Путиным, а ему не дают — тащат в прямо противоположном направлении. А Путина, напротив, никто никуда не тащит. Внутри России он может развернуть государственный корабль в практически любом направлении.
В прошлом месяце я был в первых рядах тех, кто бурно радовался отмене результатов второго тура губернаторских выборов в Приморье. Но основана эта моя радость была вовсе не на убежденности в том, что теперь в России невозможно нагло и почти не скрываясь фальсифицировать результаты выборов. Возможно, еще как возможно. Радость была вызвана тем, что Кремль принял правильное решение — решение, которое при наличии у него другого желания он вполне мог бы и не принимать.
Другой, более близкий к повседневной жизни пример. Недавно Путин «рекомендовал» пересмотреть и законодательство и правоприменение в области возбуждения уголовных дел за лайки и репосты в социальных сетях. Рекомендовал — а мог бы и не рекомендовать. И тогда многих граждан страны продолжали бы судить и осуждать по меркам, которые не сильно отличались бы от мерок советской эпохи. Система силовых ведомств страны не просто была готова к такой ситуации — она «рвалась в бой», была готова скакануть «с места в карьер».
Помните старый советский анекдот, заканчивавшийся словами «готовы выполнить любое задание любой партии и любого правительства»? К сожалению, это не совсем анекдот. Российский государственный корабль беспрекословно подчинится любому повороту штурвала, который произведет «рулевой». И чем ближе мы к 2024 году, тем мощнее будет нервозность нашей политической элиты по поводу будущей личности этого «рулевого».
Все будут рассуждать (или, вернее, уже рассуждают) примерно так: неужели Путин возьмет, да просто так уйдет? Нет, такого быть не может! Он непременно придумает какую-нибудь комбинацию и останется! А если вдруг не придумает и не останется, то кто будет новым главным начальником? И что приход на престол этого главного начальника будет означать для страны и для меня лично?
Путину подобная нервозность и дезориентированное состояние элиты только на руку. Как я уже много раз писал, ВВП — мастер подвешивания ситуации, настоящий гений политической неопределенности. Стремясь не превратиться в «хромую утку», Владимир Владимирович будет до последнего возможного момента «держать интригу», оставлять за собой полную свободу маневра. А элита тем временем будет мучиться, гадать и проговаривать вслух все возможные варианты: уже скоро Конституцию перекроят! Нет, это все слухи! А если вдруг не слухи, чем черт не не шутит?! Точно не шутит — зуб даю, об этом в анонимном, но популярном телеграм-канале написали!
И не важно, что точно с таким же успехом о «секретных планах Путина» можно было бы спросить первую же разговорчивую даму на базаре. Человеческая психика не терпит неопределенности и пытается как-то упорядочить хаос, даже если этот «порядок» заведомо является иллюзией. Поэтому всех авторов ведущих телеграм-каналов прошу приготовиться: в ближайшие годы у вас будет много работы!