Между Россией и Словакией «пробежал» Афганистан
В самом конце пресс-конференции министров иностранных дел России Сергея Лаврова и Словакии Мирослава Лайчака неожиданно прозвучал вопрос корреспондента ТАСС и звучал он примерно так: «Ранее словацкая компания ЛОТН принадлежащая Министерству обороны страны стала ремонтировать российские вертолёты МиГ, поставлявшиеся в Афганистан. Корпорация «Вертолёты России» настаивает на том, что у словацкой стороны нет такого права. Планируется ли приобретение сертификата на ремонт и на Ваш взгляд, может ли эта ситуация сказаться на двухсторонних отношениях, учитывая, что речь идёт о большом контракте, на который изначально претендовала российская сторона». Можно простить корреспонденту ТАСС незнание марок авиационной техники, речь, конечно же, шла о ремонте вертолётов «Ми».
Вертолёты раздора
История ремонта «афганских вертолётов», некогда закупленных у АО «Рособоронэкспорт» (РОЭ) на деньги американцев длится уже третий год. Со стороны российского холдинга было много заявлений о том, что он успешно реализует этот проект, однако на деле всё совсем не гладко. Первое свидетельство этому – появившаяся примерно год назад информация о решении американцев вывести из эксплуатации вертолёты российского производства, заменив их на UH-60A собственного производства, которые для специфики использования в Афганистане подготовила американская компания Science and Engineering Services, LLC (SES). Тогда причиной называлось несостоятельность российской стороны обеспечить лётную годность своим вертолётам.
В ситуации с ремонтом вертолётов недавно разбиралось РБК. Как утверждает издание, словаки уже два с половиной года не могут решить вопрос с ремонтом вертолетов Ми-17В-5, закупленных США для Афганистана.
История эта действительно давняя. Началась она с того, что в январе 2016 года российская сторона, узнав, что в конце 2015 года Агентство НАТО по обеспечению и закупкам (NSPA) объявило тендер № ANH15030/LC-CH-6000645316 на ремонт вертолётов Ми-17В-5, торжественно пригласила к себе все европейские заводы, ремонтирующие вертолёты российского производства и пообещала оказать им, в случае победы в тендере, всестороннее содействие.
С чешским госпредприятием ЛОМ-Прага Протокол, обещающий поддержку со стороны РОЭ и холдинга «Вертолёты России», был подписан 14.01.2016 года. Обязательства российской стороны были зафиксированы в аналогичных протоколах и с другими заводами. Получив соответствующие обещания, довольные европейцы вышли со своими предложениями на тендер. Тендер выиграли словаки.
Именно после этого и начались «приключения словаков в России», информация о которых, благодаря корреспонденту ТАСС дошла до министров иностранных дел двух стран.
Завод ЛОМ-Прага столкнулся с аналогичными проблемами значительно раньше словаков по другому вопросу. Пока все участники готовились к «большому» тендеру, ЛОМ-Прага получил заказ от NSPA на срочный восстановительный ремонт четырёх афганских вертолётов. Поведав 23.02.2016 года о своём успехе РОЭ, ФСВТС РФ и вертолётному холдингу, ЛОМ-Прага понял, что российские «обещания» очень условны. Российская сторона явно не торопилась «оказывать обещанное содействие».
Но, в отличие от словаков, у чехов был козырь – как раз в это время холдинг «Вертолёты России» готовился принять участие в тендере № 77002/16-72/002 на ремонт вертолётов марки «Ми», объявленным Министерством обороны Венгрии. Понятно, что в условиях санкций, любой европейский ремзавод не оставил бы холдингу никаких шансов на победу. Этим и воспользовались чехи, добровольно отказавшись участвовать в венгерском тендере. Об этом они информировали заместителя генерального директора «Вертолётов России» Игоря Чечикова своим письмом от 08.03.2016.
Венгры получили безальтернативный тендер, который российский холдинг «выиграл сам у себя». Видимо, в своём письме под «определёнными обстоятельствами» ЛОМ-Прага имел в виду содействие российской стороны в вопросе исполнения заказа на ремонт вертолётов Ми-17В-5 из Афганистана. И действительно, после этого «жеста доброй воли» 19.05.2016 года ЛОМ-Прага подписал с РОЭ первый Контракт № Р/1620311330411 на услуги по ремонту четырёх вертолётов Ми-17В-5 Афганской национальной армии, а 14.06.2016 Министерство обороны Чехии подтвердило российской стороне соответствующий сертификат от имени своего госпредприятия.
По аналогичной схеме АО «Вертолёты России» выиграли и хорватский тендер на ремонт десяти вертолётов Ми-171Ш. ЛОМ-Прага, единственный в регионе освоивший ремонт вертолётов Ми-171Ш, также отказался от участия в тендере. Правда, позднее, уже в первой половине 2018 года хорваты посетили ЛОМ-Прага, рассматривая этот завод, как резервный вариант холдингу, затянувшего уже на первом этапе сроки ремонта вертолётов.
У словаков, видимо не было такой возможности, по крайней мере, история, рассказанная РБК, говорит именно об этом.
Почему же ЛОМ-Прага променял оба тендера на содействие в восстановительном ремонте всего четырёх вертолётов, ведь основной тендер на ремонт 36 машин выиграли словаки? По информации источника из МО Чехии, который пожелал остаться неназванным, российский холдинг, якобы, пообещал ЛОМ-Прага развалить тендер NSPA так, что, заблокировав решение в России по словакам, весь объём заказа перейдёт к ЛОМ-Прага.
РБК, судя по материалу, подробно разбирался в этом вопросе, констатировав сложности коммуникации именно с российской стороны, но истинной причины, которая кроется в образовании своеобразного международного (российско-чешского) «картеля» не выявил. Судя по всему, по аналогичной схеме вертолётный холдинг и ФСВТС РФ пытались «развалить» предыдущий тендер, выигранный болгарами. Тогда ФСВТС РФ своей нотой № 8/4-90ДД от 29.07.2015 информировал NSPA что у болгарского ремзавода закончилось некое свидетельство ремонтной организации, позволяющее осуществлять ремонт вертолётов. Те же «свидетельства» упоминаются и в материале РБК. Похоже, это фирменный стиль ФСВТС РФ и холдинга «Вертолёты России» манипулировать продлением/выдачей неких свидетельств.
ЛОМ-Прага тогда даже подал на организатора тендера в суд, пытаясь оспорить решение. Но ничего из этой затеи не получилось и сейчас болгарский завод участвует в программе ремонта афганских вертолётов, согласно выигранного тендера.
Что сказал Лавров
Отвечая на вопрос корреспондента ТАСС, Сергей Лавров отметил: «Экономические ситуации возникают разные, когда сталкиваются экономические интересы. В любом случае в отношениях с нашими словацкими коллегами, как и с многими другими партнёрами, мы находим обоюдоприемлемые решения». Какие «экономические интересы» имел в виду министр? Если интересы российской промышленности, то ей выгодно не сокращение, а увеличение зарубежного парка вертолётов российского производства. А для этого необходимо обеспечение надлежащей лётной годности, чтобы вертолёт у заказчика не превращался в большую и дорогостоящую проблему, как это происходит сейчас с афганскими Ми-17В-5, которые американцы вынужденно заменяют на UH-60A.
А может Сергей Викторович имел в виду чьи-то частные «экономические интересы», из-за которых два с половиной года буксует российско-словацкое сотрудничество? Тут, как говориться «без бутылки не разберёшься».
На самом деле ответ содержался в вопросе корреспондента ТАСС – «…речь идёт о большом контракте, на который изначально претендовала российская сторона». Интересно, каким образом российская сторона могла претендовать на победу в тендере, на который даже не была приглашена?! При такой постановке вопроса решение, похоже, может быть одно – словаки должны обеспечить гипотетической «российской стороне» достойный «откат» и тогда все вопросы рассосутся сами собой…
Может быть, именно на это намекал Сергей Лавров словацкому коллеге?
От редакции:
«Версия» неоднократно обращалась к теме ремонта вертолётов российского производства, эксплуатирующихся в Афганистане. Ещё когда Александр Михеев возглавлял АО «Вертолёты России» эта организация начала «терять афганское небо». Возглавляемый им холдинг «тянул одеяло на себя». Тогда он проиграл вчистую. Его «боевой заместитель» Игорь Чечиков, помнится, заявлял: «Что касается США, то здесь также нет никаких противоречий, потому что результатом таких действий станет наличие вертолётов не в воздухе, а на земле «у стенки»…». В воздухе теперь действительно появились вертолёты – но американские. Долго ли простоят вертолёты российского производства «у стенки» перед отправкой их в утиль – неизвестно. Теперь Александр Михеев столкнулся с этой же проблемой, находясь в кресле гендиректора головного российского экспортёра вооружения и военной техники. Удастся ли ему преодолеть барьеры, созданные им же самим, в бытность руководства вертолётным холдингом, пока неизвестно.