Фото: Alexandr Zadiraka / Shutterstock.com Миллион украинцев до сих пор, несмотря на минусовую температуру на улице, остаётся без отопления. В Кривом Рогу уже палят шины.
Все в курсе примера про терпеливую лягушку, которая не будет возражать, если вы сварите её в кастрюле с постепенно поднимающейся температурой воды. С людьми, однако, этот метод бесконечных издевательств проходит далеко не всегда.
Миллион украинцев до сих пор, несмотря на минусовую температуру на улице, остаётся без отопления. Осень, конечно, была очень тёплой, но всему хорошему приходит конец, и зима поторопилась наверстать упущенное, придя с морозами чуть раньше обычного. В итоге жители Херсона, Кривого Рога, Смелы, Шепетовки, Северодонецка, Павлограда и Кропивницкого (Кировограда) сидят в холодных квартирах, а их дети не могут пойти в школы и детские сады, так как они закрыты «до тепла».
Веселее всего было в Кривом Рогу, где жители захватили здание «Криворожгаз» в лучших традициях майдана – с горящими покрышками и т.п. Потом ворвались в котельные и сорвали пломбы, открывая газ.
Отопление после этого дали, но жители его оценивают так: «Ну, дали отопление, за всю ночь трусы на батарее не высохли… Толку от такого тепла, а платёжка придет полноценная». В других городах до бунтов пока дело не дошло, но ситуация сходная. Когда она разрешится – совершенно непонятно. Может и до весны не разрешится, ведь сложился самый настоящий цугцванг: и виноватых нет, и выхода.
Кто виноват? Жители Украины, не платящие долги за отопление? Учитывая монструозные тарифы, в среднем – 1500-1800 гривен за двухкомнатную квартиру (половину заработной платы нужно отдать только за тепло, не считая газа, электроэнергии и воды), просвета тут нет – не готовы украинцы продавать органы, чтобы расплатиться за коммуналку. А иных доходов нет в принципе – Украина недавно была признана самой бедной страной Европы. Они – не виноваты.
Виноваты ли компании-поставщики газа? Их вина, конечно, более существенна – понятно, что речь идёт о наживе, с которой они не хотят расставаться. Но и их положение незавидно: рентабельность неуклонно падает, так как платежеспособность населения снижается с каждым новым витком повышения тарифов. Замкнутый круг.
Конечно, весьма верны и едкие замечания блогеров: «Смела замерзает! Очень жаль! Зато «мовна квота» доведена до требуемых 35%! Интересно, что обратную связь между борьбой за » мовные квоты» и отсутствием тепла, мало кто замечает. Между тем она существенна. Чем большая местная власть старается выполнить гуманитарные требования центра, тем меньше внимания она уделяет насущным делам своей громады. И наоборот. Можно, например, поставить за цель — довести квоту до 100%! Но , правда , тогда все развалиться и придет в запустение. Так и будет происходить, если нынешняя власть не перестанет заниматься не свойственными ей задачами». Да, безусловно, чем больше сил и упоротости тратят местные администрации на празднование очередных «голодоморов» и выкладывание тризубов из сала, тем меньше у них времени на насущные проблемы. Но если бы всё можно было решить на местном уровне – всё было бы слишком просто.
Корень проблем – совсем неглубоко. Более того, он виден каждому, просто о нём непринято говорить, а иначе прослывёшь сепаратистом. Взял на себя смелость только Петро Порошенко, да и то, никого не обрадовал: «Послушайте сегодня обещания популистов удешевить газ в два, в три, в четыре, некоторые договорились, — в шесть раз, снизить цену. Это можно сделать только путем возвращения в российскую газовую кабалу. Едва-едва выбрались из этой кабалы и сейчас снова пытаются туда вернуть. Развернуть страну в так называемый «русский мир» я не позволю ни при каких обстоятельствах». А чуть позже патетически вскричал, что «дешёвый газ подают только в российской клетке». Но не мог не признать, что если помириться с Россией, то цену на газ можно снизить да хоть В ШЕСТЬ раз!
Ответ – на поверхности, и он предельно прост: чем дальше Украина от России в торговой и политической сфере, тем дороже энергоносители. А чем они дороже, тем менее доступны населению. А чем менее доступны населению, тем ниже рентабельность газовых кампаний и их агрессивной желание содрать последнюю шкуру с потребителя. Всё, выхода нет. Порошенко не желает «газовой кабалы» для себя, гордого, но спокойно устраивает её для своих нищих сограждан. «А не будут покупать – отключим газ».
Никакого решения у этой проблемы нет. Вообще. В принципе. Даже прошлую, весьма холодную зиму, Украина пережила «на зубах», вытягиваясь из всех жил. Эту – вполне возможно, что может и не пережить. Ведь здесь стоит сделать ОДНО неверное движение – и полный коллапс: внезапный мороз при выключенном за долги отоплении тут же разрывает трубы, начинается повторение Алчевской катастрофы, а хуже всего – ни у кого не будет денег потом восстанавливать порванные теплокоммуникации в мало-мальски большом городе. И один за другим будут появляться «холодные города» — те, в которых система отопления однажды вышла из строя и не имеет реальных шансов на восстановление на годы вперёд.
И этот момент рано или поздно неизбежно наступит – тарифное «колесо генотьбы» неумолимо вращается, перемалывая всё больше и больше бедняцких семейных бюджетов. Момент перехода количества в качество маячит за ближайшим сугробом. Уже сейчас Украина подошла к этому мигу вплотную, и как скоро он наступит – вопрос времени.
Что ж, зато не в российской клетке. Там ведь газа много, но он, зараза, не скачет, зиги не кидает и на мове не говорит – украинцам такой газ не подходит.
Ребята, вы там всё-таки задумайтесь – может, всё же выберете на ближайших выборах того, кто снизит цену на отопление разика так хотя бы в три? Как именно он это сделает – вы и сами понимаете.